Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 октября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/3133
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Магаданской области на решение от 25.04.2005 по делу N А37-505/05 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Магаданской области к УВД г. Магадана в лице ПВС Соколовского ПОМ УВД г. Магадана о взыскании 5000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2005 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Магаданской области обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к УВД г. Магадана в лице ПВС Соколовского ПОМ УВД г. Магадана о взыскании 5000 руб.
Решением суда от 25.04.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что акт, составленный налоговым органом, не соответствует требованиям статьи 101.1 Налогового кодекса РФ. Кроме того, инспекцией по налогам и сборам неправомерно дана квалификация совершенному налоговому правонарушению по пункту 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Как указывает заявитель жалобы, в адрес УВД г. Магадана в лице ПВС Соколовского ПОМ УВД г. Магадана направлено уведомление, отражающее все необходимые требования, предъявляемые к акту. Кроме того, ответчик ранее привлекался к ответственности за аналогичное налоговое правонарушение, о чем было вынесено решение от 23.09.2004 N ВК-16-12/1554. Таким образом, по мнению инспекции по налогам и сборам, выявление налоговым органом после вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности фактов совершения лицом аналогичного правонарушения рассматривается как повторное.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. В отзыве на кассационную жалобу УВД г. Магадана доводы налогового органа отклонило, указав при этом на то обстоятельство, что поскольку налоговым органом не был составлен соответствующий акт, УВД было лишено возможности направить в инспекцию по налогам и сборам письменные объяснения по акту, в связи с чем были нарушены его права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.08.2004 УВД г. Магадана Соколовского ПОМ представило в налоговый орган два сообщения об утрате документов, удостоверяющих личность граждан Денисевич С.В., Портнова Д.Н с нарушением требований пункта 8 статьи 85 Налогового Кодекса РФ, о чем в его адрес налоговым органом было направлено уведомление N ВК-16-27-21233 от 29.09.2004.
По результатам рассмотрения материалов проверки решением инспекции по налогам и сборам N ИС-16-12/1696 от 14.10.2004 УВД г. Магадана привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ как повторно совершенное в течении календарного года, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно было сообщить налоговому органу, в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
В связи с неуплатой штрафных санкций в добровольном порядке, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о принудительном их взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что налоговым органом допущена неправильная квалификация действий лица привлекаемого к налоговой ответственности и допущены нарушения процедуры оформления результатов камеральной проверки.
Суд кассационной инстанции полагает выводы суда ошибочными в силу следующего:
В соответствии с пунктом 8 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.
Порядок производства по делам, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами определен в статье 101.1 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 101.1 Налогового кодекса РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговые агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.
Целью составления акта является доведение до сведения привлекаемого лица информации о рассмотрении материалов о налоговом правонарушении, его квалификации и установленных фактах (обстоятельствах совершения правонарушения).
Форма акта и требования к его составлению устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом МНС России от 10 апреля 2000 года N АП-3-16/138 утверждена Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
В приложении N 7 к названной Инструкции приведена форма акта о нарушении законодательства о налогах и сборах и содержится указание о случаях ее применения ("*" Применяется в случае выявления налоговым органом неисполнения банком обязанностей, установленных статьей 60 части первой Налогового кодекса РФ).
Из этого, во всяком случае, не следует, что при выявлении налоговым органом факта неисполнения обязанностей установленных пунктом 8 статьи 85 Налогового кодекса РФ налоговым органом не может быть использована иная форма фиксации налогового правонарушения.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки налоговым органом установлен факт совершения налогового правонарушения, о чем налоговым органом составлено уведомление N ВК-16-27-21233 от 29.09.2004, в котором указано на факт совершения правонарушения, доказательства его подтверждающие, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. Кроме того, в соответствии с указанным уведомлением УВД г. Магадана было предложено представить свои письменные объяснения или возражения, явиться для рассмотрения материалов по делу о налоговом правонарушении и принятия решения.
В связи с чем довод УВД г. Магадана о том, что оно было лишено возможности представить в налоговый орган письменные объяснения в связи с отсутствием акта, является необоснованным.
Далее, неправомерное несообщение сведений налоговому органу образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.1 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Объектом посягательства в данном случае является право государства в лице налоговых органов на информацию, необходимую для осуществления налогового контроля.
Субъектами правонарушения являются любые лица, которые в соответствии с налоговым законодательством обязаны самостоятельно сообщать налоговому органу определенные сведения, за исключением банков.
Объективная сторона правонарушения может характеризоваться как действием - несвоевременное сообщение сведений, которые лицо должно сообщить, так и бездействием - несообщение таких сведений.
В отношении органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина на территории РФ, состав информации и сроки ее направления в налоговый орган указаны в статье 85 Налогового кодекса РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что УВД города Магадана за неисполнение обязанностей, возложенных пунктом 8 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, ранее привлекалось к ответственности решением налогового органа N ВК-16-12/1554 от 23.09.2004 и до истечения календарного года, то есть с 1 января до 31 декабря соответствующего года включительно, допустило аналогичное нарушение налогового законодательства.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены все фактические обстоятельства по делу в части наличия события налогового правонарушения, вины лица привлекаемого к ответственности, но неправильно применена норма материального права, в связи с чем кассационная инстанция считает, что принятый по делу судебный акт об отказе инспекции по налогам и сборам в удовлетворении заявленных требований, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.04.2005 по делу N А37-505/05 Арбитражного суда Магаданской области отменить.
Взыскать с государственного учреждения Управление внутренних дел города Магадана, находящегося по адресу город Магадан, улица Ленина, 1А, ИНН 4909044651 в доход федерального бюджета штраф в размере 5000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 октября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/3133
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании