Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3619
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3546
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 17.05.2005, постановление от 16.08.2005 по делу N А51-15269/04 22-301 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" к Администрации муниципального образования г. Партизанск Приморского края, Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Программы учета", о взыскании 15398,53 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края к Администрации муниципального образования г. Партизанска, Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании убытков в сумме 15398,53 руб., возникших в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии гражданам в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" за период с 01.11.2004 по 01.07.2004.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Программы учета".
Решением суда от 17.05.2005 оставленным без изменения постановлением от 16.08.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", не выделялись. В иске к остальным отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 17.05.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2005 Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Ссылаясь на то, что указанная льгота должна возмещаться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, что соответствует статье 72 Конституции РФ, статье 7 Бюджетного кодекса РФ, Письму Минфина РФ и Минсоцзащиты России от 29 июня 1992 года NN 51, 1-2359-18.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в период с 01.11.2003 по 01.07.2004 предоставило многодетным семьям льготы по оплате электроэнергии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" на общую сумму 15398,53 руб.
В связи с невозмещением органами государственной власти и органами местного самоуправления истцу указанных расходов у последнего образовались убытки, о взыскании которых заявлены настоящие требования в порядке статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ N 431 от 05.05.1992 для многодетных семей предусмотрена скидка при оплате коммунальных услуг в размере не ниже 30% от установленной платы. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Во исполнение Указа, Минфин РФ совместно с Минсоцзащиты населения РФ Письмом от 29.06.1992 за NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2) разъяснили, что скидки на оплату коммунальных услуг производятся за счет средств местных бюджетов.
Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 данный пункт разъяснения признан недействующим как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления. В связи с чем ссылка заявителя кассационной жалобы на названный нормативный акт несостоятельна.
Наряду с этим Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Поэтому суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возмещения истцу убытков за счет муниципального бюджета, поскольку средства в бюджет города на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам рассматриваемых льгот не передавались.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает исключительно из федерального бюджета финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которые приводят к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ судом сделан обоснованный вывод, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Минфином Российской Федерации, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на 2003 год и на 2004 год не запланированы и Приморскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с чем убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Поскольку решение и постановление приняты Арбитражным судом Приморского края с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.05.2005, постановление от 16.08.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15269/04 22-301 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3619
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании