Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2005 г. N Ф03-А51/24-1/3360
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков от Администрации КАО - Воронцов О.С. - представитель по доверенности от 20.05.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Корякскому автономному округу на решение от 19.04.2005 по делу N А24-117/04-10 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" к Департаменту финансов и налоговых сборов Администрации Корякского автономного округа, Администрации Олюторского района Корякского автономного округа о взыскании 666032 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2005. Полный текст постановления изготовлен 01.11.2005.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Департаменту финансов и налоговых сборов Администрации Корякского автономного округа о взыскании 666032 руб. расходов, связанных с предоставлением в период январь-февраль 2003 года гражданам льгот по оплате потребленной электрической энергии, предусмотренных ФЗ "О ветеранах". В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Администрация Корякского автономного округа, Администрация Олюторского района Корякского автономного округа.
Определением суда от 07.05.2004 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица Министерство финансов РФ.
Определением суда от 11.10.2004 изменено процессуальное положение Администрации Олюторского района Корякского автономного округа и Министерства финансов РФ, которые привлечены к участию в деле в качестве ответчиков, и принято увеличение истцом размера исковых требований до 737852,40 руб.
Решением суда от 19.04.2005 требования истца удовлетворены в размере 737706,92 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ. Во взыскании 145,48 руб. отказано в связи с допущенной истцом при расчете убытков ошибкой.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
По мнению Минфина РФ, истец не доказал наличие оснований, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса РФ, для возмещения ему ущерба.
ОАО "Камчатскэнерго" в представленном отзыве и Администрация Корякского автономного округа - через своего представителя в судебном заседании, с жалобой не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Как установлено судом, истец во исполнение договора N 10 от 20.03.2003 о предоставлении компенсации, заключенного с Администрацией Олюторского РМО и на основании ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 за счет собственных средств предоставил в 2003 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате потребленной электрической энергии.
В связи с неполным возмещением государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления истцу расходов по предоставлению гражданам льгот, у последнего образовались убытки в сумме 737706,92 руб., о взыскании которых заявлен настоящий иск.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ следует читать как "12.01.1995"
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом, порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Исходя из ФЗ "О ветеранах", с учетом ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующего до 07.07.2003), главы VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" следует читать как "24.06.1999"
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду глава IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Корякского автономного не передавались, как не предусмотренные ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации, что соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Некомпенсированные из бюджетов различного уровня расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправным бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования (статьи 16, 1069 Кодекса). В связи с эти доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности истцом наличия оснований для возмещения вреда подлежат отклонению.
Таким образом, решение суда принято с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.04.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-117/04-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2005 г. N Ф03-А51/24-1/3360
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании