Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3321
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "Дальэнерго" - Мокров А.Э. - начальник отдела правового обеспечения по доверенности N 71/2183 Д от 31.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальэнерго" на решение от 28.03.2005 и постановление от 16.06.2005 по делу N А51-18396/04 29-965 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению ОАО "Дальэнерго" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 15.11.2004.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2005. Полный текст постановления изготовлен 01.11.2005.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания N 56 Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 15.11.2004.
Заявление мотивировано тем, что указанные акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Управление), которыми признан факт нарушения ОАО "Дальэнерго" п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", не соответствуют требованиям норм ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства РФ от 24.10.2003 N 643 и нарушают права и законные интересы ОАО "Дальэнерго".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: открытое акционерное общество "Коммунальная энергетика", Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю.
Решением от 28.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2005, в удовлетворении заявления отказано. При этом судебные инстанции исходили из того, что обжалуемые акты антимонопольного органа соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов ОАО "Дальэнерго" как участника оптового рынка электроэнергии.
В кассационной жалобе ОАО "Дальэнерго" просит принятые по делу судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о неверном выводе суда о том, что ОАО "Коммунальная энергетика" является субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 N 793, а также Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2004 по делу N 121-570. Полагает, что в связи с этим неверным является и вывод суда о том, что ОАО "Дальэнерго" своими действиями по выдаче необоснованных технических условий препятствует в выходе данного лица на оптовый рынок. Считает противоречащими Техническим требованиям переходного периода к системам коммерческого учета электроэнергии субъекта оптового рынка, утвержденным решением МП "АТС" от 31.10.2003 N 36, а также Положению об организации коммерческого учета электроэнергии и мощности на оптовом рынке, утвержденного РАО "ЕЭС России" выводы суда о незаконности части пунктов технических условий, выданных ОАО "Дальэнерго".
В отзыве на кассационную жалобу Управление считает доводы кассационной жалобы несостоятельными и просит в ее удовлетворении отказать. Полагает, что ОАО "Коммунальная энергетика" являлось субъектом ФОРЭМ на момент рассмотрения дела N 56 и действия ОАО "Дальэнерго" по выдаче необоснованных технических условий на создание АСКУЭ правомерно расценены как препятствие к доступу общества на оптовый рынок электрической энергии и мощности.
ОАО "Коммунальная энергетика" в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с ее доводами, просило в удовлетворении жалобы отказать и ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Дальэнерго" привел доводы, соответствующие тексту кассационной жалобы, а также указал на то, что изменение технических условий в соответствии с актами антимонопольного органа приведет к нарушению равенства интересов ОАО "Дальэнерго" и ОАО "Коммунальная энергетика".
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность решения от 28.03.2005 и постановления от 16.06.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения антимонопольным органом дела N 56 послужило заявление ОАО "Коммунальная энергетика" о необоснованно выданных ОАО "Дальэнерго" технических условиях от 14.04.2004 N 102-05-549 на создание автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии и мощности (АСКУЭ) в целях заключения договора на получение электрической энергии (мощности) с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) ФОРЭМ.
Решением от 15.11.2004 антимонопольный орган признал факт нарушения ОАО "Дальэнерго" п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), выразившегося в создании препятствий доступу ОАО "Коммунальная энергетика" на ФОРЭМ, путем выставления технических условий от 14.04.2004 на создание АСКУЭ ОАО "Коммунальная энергетика", содержащих необоснованные требования в п.п. 1.1., 1.2., 1.4., 1.6., 1.7.
На основании указанного решения антимонопольным органом вынесено предписание от 15.11.2004 N 56, которым ОАО "Дальэнерго" предписано прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции и изменить п.п. 1.1. и 1.2. технических условий, а также исключить из них п.п. 1.4., 1.6., 1.7.
ОАО "Дальэнерго", считая, что указанные акты антимонопольного органа не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 5 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействия), как создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам.
Судом установлено, что ОАО "Дальэнерго" является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии и занимает доминирующее положение на рынке электроэнергии и теплоэнергии.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Дальэнерго" требований, суд сделал вывод о том, что действия заявителя по выставлению ОАО "Коммунальная энергетика" технических условий, содержащих необоснованные требования, создают препятствия в доступе последнего на ФОРЭМ. При этом суд исходил из того, что ОАО "Коммунальная энергетика" является субъектом оптового рынка в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 10.09.2003 N 73-э/7.
Действительно, данным постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК РФ) принято решение о включении ОАО "Коммунальная энергетика" в Перечень коммерческих организаций субъектов ФОРЭМ, тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются ФЭК РФ.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" от 12.07.1996 N 793 ФЭК РФ разрешено вносить изменения и дополнения в указанный Перечень коммерческих организаций субъектов ФОРЭМ с последующим ежегодным утверждением их Правительством РФ.
Суд не установил, соблюден ли порядок, определенный Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 N 793, для получения ОАО "Коммунальная энергетика" статуса субъекта оптового рынка, поскольку материалами дела указанные обстоятельства не подтверждаются.
Между тем данные обстоятельства имеют существенное значение для установления факта нарушения антимонопольного законодательства путем создания препятствий к доступу ОАО "Коммунальная энергетика" на ФОРЭМ, поскольку в силу ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке.
Как следует из материалов дела, мнение антимонопольного органа о необоснованности выданных ОАО "Дальэнерго" технических условий и о наличии по этой причине нарушений п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции обосновано актом от 28.09.2004 N 131-1, составленным представителями ФГУ "Управление госэнергонадзора по Приморскому краю". Указанный акт содержит выводы о включении ОАО "Дальэнерго" в технические условия от 14.04.2004, выданные ОАО "Коммунальная энергетика" для создания автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии и мощности (АСКУЭ), необоснованных требований.
Однако в материалах дела имеются письма ФГУ "Управление госэнергонадзора по Приморскому краю" от 13.07.2004, от 16.09.2004 за подписью руководителя учреждения, содержащие сведения о соответствии требований ОАО "Дальэнерго", изложенных в технических условиях от 14.04.2004, действующим нормативно-техническим документам.
Суд не дал оценку указанным обстоятельствам, а также доводам ОАО "Дальэнерго" о недостоверности акта ФГУ "Управление госэнергонадзора по Приморскому краю" от 28.09.2004 и не устранил противоречия, имеющиеся в деле, в части выводов учреждения о соблюдении ОАО "Дальэнерго" требований законодательства при выдаче технических условий ОАО "Коммунальная энергетика".
Кроме того, судом не дана оценка доводам ОАО "Дальэнерго" о соответствии технических условий от 14.04.2004 Техническим требованиям переходного периода к системам коммерческого учета электроэнергии субъекта оптового рынка электроэнергии, утвержденным решением МП "АТС" от 31.10.2003.
Следовательно, выводы судебных инстанций о необоснованности требований, содержащихся в технических условиях, выданных ОАО "Дальэнерго" и о наличии по этой причине факта нарушения антимонопольного законодательства являются преждевременными и сделаны судом без полного установления обстоятельств и исследования доказательств, имеющих существенное значение для дела, что могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При таких обстоятельствах решение от 28.03.2005 и постановление от 16.06.2005 подлежат отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить имеющиеся в деле противоречия, а также рассмотреть вопрос о необходимости назначения экспертизы в соответствии с требованиями ст. 82 АПК РФ, для установления соответствия либо несоответствия технических условий от 14.04.2004 требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.03.2005 и постановление от 16.06.2005 по делу N А51-18396/04 29-965 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3321
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании