Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3364
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 13.04.2005, постановление от 23.06.2005 по делу N А51-19395/04 7-339 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплутационное управление" к Администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, Финансовому управлению администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 4179170,57 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 1 ноября 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплутационное управление" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Муниципального образования г. Лесозаводск и Лесозаводский район, Финансовому управлению администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 4179170,57 руб., составляющих убытки от предоставления льгот в 2002-2004 годах отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Решением от 13.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.06.2005, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением от 13.04.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 23.06.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Представитель МУП "Жилищно-эксплутационное управление" выразил согласие с принятыми по делу судебными актами и просил оставить их без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, истец в 2002-2004 годах во исполнение договора N 83 заключенного с Администрацией муниципального образования г. Лесозаводск от 27.02.2002 предоставляло гражданам г. Лесозаводск льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Ввиду невозмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов понесенных истцом расходов в сумме 4179170,57 руб. руб. заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как видно из материалов дела, Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо-газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждались, так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
В соответствии с Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию льгот, понесенных в связи с предоставлением электроэнергии в бюджет муниципальных образований края запланировано и передано в виде субвенций 252866 тыс. руб. на реализацию ФЗ "О ветеранах", на 2003 год - 236520 тыс. руб., в 2004 году - 376487 тыс. руб., из которых муниципальному образованию г. Лесозаводск и Лесозаводский район в 2002 году передано 5519 тыс. руб., в 2003 году - 7706 тыс. руб., в 2004 году - 9950 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Лесозаводска и Лесозаводский район, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 4179170,57 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 23.06.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19395/04 7-339 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3364
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании