Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 ноября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3124
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-1/1304
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: М.И. Галутво представитель по доверенности от 04.10.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилищный коммунальный сервис" в лице конкурсного управляющего Казанцевой Н.В. на решение от 06.06.2005 по делу N А04-1080/05-15/17 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищный коммунальный сервис" к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Финансовый отдел Администрации Тамбовского района, Финансовый департамент администрации Амурской области, администрация Тамбовского района о взыскании 587297,23 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищный коммунальный сервис" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 587297,23 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в период с мая 2003 года по январь 2004 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Финансовый отдел администрации Тамбовского района, Администрация Тамбовского района, Финансовый департамент администрации Амурской области.
Решением от 06.06.2005 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то обстоятельство, что МУП "Жилищный коммунальный сервис" не представил документы, подтверждающие размер убытков.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МУП "Жилищный коммунальный сервис" в своей кассационной жалобе просит его отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не приобщил к материалам дела оригинал акта сверки, подтверждающий спорную задолженность, представленный МУП "Жилищный коммунальный сервис", что является нарушением норм процессуального права.
Настаивает на своих требованиях о возмещении фактически понесенных им убытков по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам за период с октября 2003 года по январь 2004 года.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 1 ноября 2005 года до 14-00 часов.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя МУП "Жилищный коммунальный сервис", проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, находит решение от 06.06.2005 недостаточно обоснованным, вынесенным по неполно исследованным и оцененным обстоятельствам дела, а потому подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие "Жилищный коммунальный сервис" в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в период с мая 2003 года по январь 2004 года предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение.
Полагая, что ему не возмещены понесенные им расходы в сумме 587297,23 руб., МУП "Жилищный коммунальный сервис" обратилось с настоящим иском в суд.
Статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 26.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Постановления Правительства РФ N 901 следует читать как "27.07.1996"
Постановлениями Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
При изложенных обстоятельствах исковые требования в случае доказанности из размера подлежали удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Вывод суда о недоказанности истцом размера понесенных им убытков несостоятелен, поскольку при отсутствии подлинного акта сверки и других необходимых документов суд в соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязан затребовать их у истца и рассмотреть дело по существу заявленных требований.
Поскольку такую обязанность суд не выполнил, а истец подтверждает наличие у него подлинников всех документов, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В случае сомнения в достоверности сведений, содержащихся в реестрах затрат на предоставление льгот по коммунальным услугам, суд может привлечь к участию в деле Отдел социальной защиты населения администрации Тамбовского района.
Помимо изложенного, суду при новом рассмотрении спора необходимо установить период заявленных исковых требований, поскольку в материалах дела имеются доказательства оплаты за май-сентябрь 2003 года.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.06.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1080/05-15/17 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 ноября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3124
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании