Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 ноября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/3423
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области - Крылова О.В. - представитель по доверенности от 07.10.2005 N 10/26255, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 27.06.2005 по делу N А37-1462/05-1 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ПК" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения N ВК-07/3793 от 04.02.2005.
Резолютивная часть постановления от 26.10.2005. Постановление в полном объеме изготовлено 02.11.2005.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ПК" (ОАО "ПК", далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 04.02.2005 N ВК-07/3793, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 34028,10 руб. за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года.
Решением от 27.06.2005 арбитражный суд удовлетворил заявленное требование и признал недействительным обжалуемое решение налогового органа. Судебный акт мотивирован тем, что общество, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, своевременно направил в инспекцию налоговую декларацию за сентябрь 2004 года. При этом представление уточненной налоговой декларации за тот же период в связи с ведением раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности не является основанием для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и указывает на неправильное применение судом норм налогового права, регулирующих спорные отношения. По мнению заявителя, осуществляя деятельность на территории особой экономической зоны, налогоплательщик имеет льготы по операциям, производимым на территории ОЭЗ. В этой связи при условии осуществления различных видов деятельности и ведении раздельного учета исчисление НДС производится с разных налоговых баз, и налогоплательщик обязан представлять отдельные налоговые декларации как по операциям в особой экономической зоне, так и по операциям вне этой зоны. Таким образом, полагает заявитель жалобы, представление налоговой декларации по НДС по операциям вне ОЭЗ с нарушением срока является основанием для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Общество, извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимало. При этом в отзыве предприятие отклонило доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Представитель налогового органа в судебном заседании кассационной инстанции поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя инспекции, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по нижеследующему.
Как установлено судом, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за сентябрь 2004 года, представленной обществом 16.12.2004 в налоговый орган по операциям вне ОЭЗ. По результатам проверки вынесено решение от 04.02.2005 N ВК-07/3793 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в виде взыскания штрафа в сумме 34028,10 руб.
Не согласившись с таким решением налогового органа, общество обжаловало его в судебном порядке.
Основанием для привлечения к ответственности явилось, по мнению налогового органа, представление налоговой декларации по НДС за сентябрь 2004 года с нарушением установленного срока.
Арбитражный суд, проверяя правомерность действий инспекции по налогам и сборам и удовлетворяя заявленное налогоплательщиком требование, правильно установил обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного акта правовым нормам, регулирующим порядок представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Как установлено судом, ОАО "ПК" является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ), что не оспаривается лицами, участвующими в деле, подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 000176.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
При этом льготы предоставляются при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах данной зоны и Магаданской области.
Обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций плательщиком налогов в установленные сроки по тем налогам, которые они обязаны уплачивать закреплена в статье 23 Налогового кодекса РФ. За нарушение сроков представления налоговых деклараций предусмотрена ответственность по статье 119 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 163 НК РФ, налоговый период по НДС устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими один миллион, налоговый период определяется как квартал.
Сроки представления соответствующих налоговых деклараций установлены статьей 174 Налогового кодекса РФ, из пункта 5 которой следует, что в случае превышения в каком-либо месяце квартала выручки от реализации одного миллиона рублей, налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из представленных в материалах дела доказательств следует, что общество направило налоговую декларацию по НДС за сентябрь 2004 года в инспекцию по налогам и сборам 20.10.2004.
В связи с переходом на раздельный учет ОАО "ПК" 15.12.2004 известил налоговый орган о направлении в его адрес уточненных налоговых деклараций по вышеназванному налогу за период с января по октябрь 2004 года по операциям, которые велись налогоплательщиком вне ОЭЗ.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Оценив и исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
В соответствии со статьей 80 Кодекса, налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Таким образом, состав правонарушения по пункту 1 статьи 119 НК РФ образуют неправомерные действия налогоплательщика, выразившиеся в неисполнении установленной законом обязанности по представлению соответствующей его виду деятельности налоговой отчетности.
Проанализировав налоговые декларации за сентябрь 2004 года, суд сделал правильный вывод о том, что декларация, представленная обществом в инспекцию по налогам и сборам в декабре, носит уточняющий характер к налоговой декларации, представленной первоначально налогоплательщиком с соблюдением соответствующего срока - 20.10.2004.
При этом сроки представления уточненных деклараций не установлены действующим законодательством о налогах и сборах. Также налоговый орган не представил доказательств со ссылками на нормы законодательства о налогах и сборах, что общество обязано было при ведении раздельного учета представлять в инспекцию по налогам и сборам отдельную декларацию по НДС, в том числе по операциям, осуществляемым за пределами особой экономической зоны.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за представление уточненной налоговой декларации за сентябрь 2004 года по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ.
В этой связи решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.06.2005 по делу N А37-1462/05-1 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 ноября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/3423
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании