Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/3545
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области - Щеглова О.А. начальник юридического отдела по доверенности от 09.02.2005 N 21/01-12/200; Березина М.Г. ведущий специалист по доверенности от 18.04.2005 N 21/01-12/699, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области на решение от 27.05.2005 по делу N А24-1286/04-10 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" к Администрации Камчатской области, Департаменту финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области, субъекту Российской Федерации - Камчатская область, Администрации Быстринского районного муниципального образования, третье лицо: МП Быстринское МОП ЖКХ, о взыскании 1431824,50 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Администрации Камчатской области, Департаменту финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области, субъекту Российской Федерации - Камчатская область, Администрации Быстринского районного муниципального образования о взыскании убытков в сумме 1431824,50 руб., возникших в результате предоставления отдельной категории граждан субсидий по оплате за электроэнергию в соответствии с Законом РФ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" в 2003 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие Быстринское МОП ЖКХ.
Решением от 27.05.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Камчатской области в лице Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области со ссылкой на статью 15.4 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражный судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании кассационной жалобы Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области, в которой заявитель просит отменить решение суда, считая, что суд неправомерно дал оценку представленным документам и необоснованно возложил ответственность по возмещению истцу убытков, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что на момент рассмотрения спора ОАО "Камчатскэнерго" не вправе было требовать возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на электрическую энергию, так как в соответствии с договором уступки права требования от 03.03.2004 истец уступил право требования указанных затрат ОАО "Южные электрические сети" и последнему они возмещены Быстринским муниципальным образованием за счет собственных средств местного бюджета в полном объеме.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв до 15 ноября 2005 года до 14-00 часов.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа находит решение от 27.05.2005 подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, исходя из нижеследующего
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" в 2003 году предоставило льготы гражданам, проживающим в жилом фонде Быстринского РМО, по оплате за электроэнергию в соответствии с Законом РФ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Ввиду невозмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов понесенных истцом расходов в сумме 1431824,50 руб. заявлены настоящие исковые требования.
Согласно статье 15.4 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" рекомендовано органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на указанные цели.
Статьей 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в том числе на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5000 млн. руб.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 "О правилах предоставления в 2003 году из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" определен уровень дотирования населения, исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по соответствующим субъектам Российской Федерации, который для Камчатской области составил 50%, в редакции Постановления Правительства от 01.04.2004 N 150 - 20%.
Как установлено судом, Камчатской области указанные средства поступили в предусмотренном объеме - 77904 тыс. руб., которые распределены между муниципальными образованиями, в том числе Быстринскому РМО 1156,3 тыс. руб.
Вместе с тем, делая вывод о недостаточности финансирования бюджета муниципального образования суд не установил, в каком размере были выделены денежные средства на финансирование субсидий на жилищно-коммунальные услуги из областного бюджета Быстринскому районному муниципальному образованию в 2003 году.
Указывая на то, что в силу статьи 5 Закона Камчатской области от 30.11.2000 N 118 "О порядке учета средств в областном бюджете и компенсации затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим в Камчатской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", предусмотренные настоящей статьей субвенции местным бюджетам предоставляются в соответствии с методикой формирования и распределения средств финансовой поддержки муниципальных образований в Камчатской области, суд не исследовал и не дал оценки указанной методике, одобренной Постановлением губернатора Камчатской области от 23.10.2002 N 455.
Кроме того, судебный акт принят без учета договора уступки требования от 03.03.2004, по которому открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" уступило требование долга по данному спору открытому акционерному обществу "Южные электрические сети".
Указанные обстоятельства не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, поэтому решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду следует дать оценку договору от 03.03.2004, иным имеющимся в деле, доказательствам, и с учетом установленного разрешит спор.
Постановил:
Решение от 27.05.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-1286/04-10 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/3545
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании