Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 ноября 2005 г. N Ф03-А59/05-1/3523
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 22.07.2005 по делу N А59-2861/04-С17 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Финансовому управлению администрации муниципального образования "Анивский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, 3-и лица: Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Анивский район", Департамент социальной защиты по Сахалинской области, о взыскании 648247 руб. 52 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Финансовому управлению администрации муниципального образования "Анивский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании 648247 руб. 52 коп. убытков в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Анивский район", Департамент социальной защиты по Сахалинской области.
До вынесения решения истец неоднократно уточнял размер исковых требований, в итоге просил взыскать с Финансового управления администрации МО "Анивский район" 98,94 руб., с Минфина РФ за счет казны РФ 327805,95 руб.
Решением суда от 22.07.2005 исковые требования удовлетворены в заявленной сумме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Сахалинской области, считающего его необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно возложил на него ответственность, поскольку денежные средства, предусмотренные в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002-2004 года", переданы Сахалинской области в полном объеме.
Поскольку истцом не доказаны вина государственных органов и наличие причинной связи между их действиями и возникновением убытков у истца, то, по утверждению заявителя, суд необоснованно возложил на него ответственность.
От Главного финуправления Сахалинской области и от финуправления администрации Анивского района поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых они просят оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу неподлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Сахалинэнерго" в течение 2002, 2003, 2004 годов во исполнение Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию Чернобыльской АЭС", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О донорстве крови и ее компонентов", постановления губернатора Сахалинской области от 20.02.1996 N 398 "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов" предоставляло льготы по оплате потребленной электроэнергии гражданам, имеющим на это право.
Не компенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму, заявленную на основании статьи 16 ГК РФ как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
В качестве доказательств предоставления истцом льгот судом исследовались списки граждан, которым они предоставлялись, с указанием фамилий, имен, отчеств, места жительства, а также акты сверок и первичные документы учета и оплаты потребленной электроэнергии по каждому льготнику.
Возражений относительно объема услуг, которым пользовались граждане-льготники, и сумм предоставленных льгот лицами, участвующими в деле, не заявлялось.
Рассматривая спор, арбитражный суд правомерно определил источник финансирования льгот в сумме 327805,95 руб. - федеральный бюджет.
Указанное обстоятельство следует из: ст. 10 ФЗ "О ветеранах", ст. 16 "О реабилитации жертв политических репрессий", ст.ст. 4, 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ст. 7 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", ст.ст. 5, 6, 14 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 11 "О донорстве крови и ее компонентов", а также из принятых во исполнение соответственно этих законов постановлений Правительства РФ от 15.12.2000 N 963; от 03.04.1997 N 382; 24.04.1996 N 506; писем Минфина РФ N 112 от 05.10.2003, N 3-Е1-5 от 11.05.1995, положения от 03.05.1994 N 419, правил 20.08.2004 N 426.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах", "О донорстве крови и ее компонентов" из федерального бюджета в спорный период в бюджет Сахалинской области не производилось, что подтверждается Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год". А выделенных из бюджета субъекта РФ денежных средств оказалось недостаточно для осуществления государственных полномочий по реализации льгот, установленных указанными законами.
Из представленных в материалы дела документов следует факт недостаточного выделения из федерального бюджета средств субъекту РФ - Сахалинской области для финансирования как федеральных полномочий, так и переданных субъекту полномочий по исполнению ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию Чернобыльской АЭС", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". Вместе с тем объем переданных средств не покрывает расходы предприятий, предоставивших гражданам льготные услуги.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств не имеется.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральными законами льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в результате чего у истца возникли убытки, исковые требования правомерно удовлетворены.
Вместе с тем в резолютивной части решения суд, взыскивая 327805,95 руб., в нарушение ст. 1069 ГК РФ, не указал, что вред подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации. А в части взыскания убытков в сумме 98,94 руб. вред подлежит взысканию за счет казны муниципального образования.
Кроме того, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, согласно которому ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Поэтому решение от 22.07.2005 в этой части следует изменить, а в остальной части оно изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.07.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2861/04-С17 изменить:
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Сахалинэнерго" 327 805 руб. 95 коп. убытков.
Взыскать с казны муниципального образования "Анивский район" в лице Финансового управления администрации муниципального образования "Анивский район" в пользу ОАО "Сахалинэнерго" 98 руб. 94 коп. убытков.
В остальной части решение от 22.07.2005 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2005 г. N Ф03-А59/05-1/3523
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании