Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 ноября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/3471
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Администрации г. Петропавловска-Камчатского: Ващилко А.П. - главный специалист по доверенности N 01-14/07-1 от 30.12.2004, от третьего лица: Муниципального унитарного предприятия "Горсеть": Тараканова Т.В. - начальник юридического отдела по доверенности N 8/Д - 05 от 03.10.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кэнтри-Газ Групп" на решение от 18.05.2005, постановление от 01.08.2005 по делу N А24-542/05 Арбитражного суда Камчатской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Кэнтри-Газ групп" к Администрации г. Петропавловска-Камчатского, Финансово-казначейскому управлению Администрации г. Петропавловска-Камчатского, Петропавловск-Камчатскому городскому муниципальному образованию, 3-и лица УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского, МУП "Гортеплосеть" о взыскании 14285335 руб. 13 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2005. Полный текст постановления изготовлен 15.11.2005.
Общество с ограниченной ответственностью "Кэнтри Газ - групп" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Администрации г. Петропавловска-Камчатского, Финансово-казначейскому управлению Администрации г. Петропавловска-Камчатского, Петропавловск-Камчатскому городскому муниципальному образованию о взыскании 14285335,13 руб. основного долга по договору поставки N 02-01 от 20.02.2004 года.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского и МУП "Гортеплосеть".
Решением суда от 18.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2005, в иске отказано.
Принимая его, суд признал договор поставки N 02-01 от 20.02.2004 недействительным ввиду заключения его в нарушение действующего порядка размещения муниципального заказа.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по заявлению ООО "Кэнтри-Газ групп", где ставится вопрос об их отмене и взыскании долга за счет казны Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования в лице ФКУ администрации г. Петропавловска-Камчатского.
По утверждению заявителя, вывод суда о нарушении порядка размещения муниципального заказа при заключении спорного договора поставки не соответствует нормативным правовым актам местных органов самоуправления.
Обязанность оплатить полученное от истца топливо, по его мнению, должна исполняться за счет казны муниципального образования г. Петропавловска-Камчатского в лице его финансового органа (пункт 1 статьи 126 Гражданского кодекса РФ) в соответствии с договором и положением о муниципальном заказе.
ФКУ администрации г. Петропавловска-Камчатского доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывов на жалобу не представили.
От МУП "Гортеплосеть" в судебном заседании поступило ходатайство о замене его на МУП Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование "Горсеть" в связи с реорганизацией, которое было кассационной инстанцией удовлетворено в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление необоснованным.
Между ООО "Кэнтри-Газ групп" - поставщик, и администрацией г. Петропавловска-Камчатского городского муниципального образования - получатель, заключался договор поставки N 02-01 от 20.02.2004, по которому истец принял на себя обязательство поставить партиями в марте-апреле 2004 года 15000 тонн мазута топочного (ГОСТ 10585-99) на условиях СИФ порт Петропавловска-Камчатского, а получатель - принять и оплатить его по цене 5680 руб. за 1 тонну, общей стоимостью 28400000 руб. (пункт 5.1 договора).
Дополнительным соглашением от 15.03.2004 к данному договору стороны дополнили свой перечень Управлением ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского и МУП "Гортеплосеть", являющегося получателем топлива, осуществляющего его приемку (пункты 2 и 4 дополнительного соглашения).
Как было установлено судом и не оспаривалось сторонами, во исполнение своих обязательств поставщиком по имеющимся в деле актам передано МУП "Гортеплосеть" 9150332 тонн на общую сумму 51973885,69 руб.
Выставленные на эту сумму счета-фактуры оплачены не в полном объеме, образовавшуюся задолженность в размере 14285335,13 руб. истец просит взыскать с ответчиков по данному делу.
Отклоняя иск, суд указал на нарушение сторонами, при заключении договора N 02-01 от 20.02.2004 действующего порядка размещения муниципального заказа и в связи с чем признал его ничтожным по статье 168 Гражданского кодекса РФ.
Проанализировав его условия, суд обоснованно квалифицировал договор как муниципальный контракт, заключенный в целях обеспечения муниципальных нужд, понятие которого содержит пункт 1 статьи 72 БК РФ.
Пунктом 2 данной нормы определяется, что муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
На момент заключения договора N 02-01 от 20.02.2004 действовало положение о муниципальном заказе и порядке его размещения в Петропавловск-Камчатском городском МО, утвержденное решением Петропавловск-Камчатской городской Думы N 137-р от 29.06.2000, а на момент заключения дополнительного соглашения от 15.03.2004 - Положение, утвержденное решением N 59-р от 03.03.2004.
Согласно преамбулы указанных Положений муниципальным заказчиком выступает орган местного самоуправления или муниципальное учреждение, осуществляющее закупку товаров (работ, услуг) на основе муниципального заказа, следовательно, администрация г. Петропавловска-Камчатского обладала правом на заключение данного договора.
Пункт 4 статьи 4 Положения от 2000 года и пункт 5 статьи 3 Положения от 2004 года допускает возможность размещения муниципального заказа на поставку товаров (работ, услуг) на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда без проведения открытого конкурса, если поставщик находится за пределами Камчатской области и Российской Федерации.
ООО "Кэнтри-Газ групп", находящееся в Московской области, относится к таким категориям поставщиков, поэтому при размещении ему заказа на поставку нефтепродуктов для муниципальных нужд ЖКХ проведения торгов не требовалось.
При таких обстоятельствах оснований для признания договора N 02-01 от 20.02.2004 ничтожным, согласно статье 168 ГК РФ, у суда не имелось.
Ссылка апелляционной инстанции на отсутствие решения комиссии по проведению торгов, определяющая их способ (пункт 5 статьи 4 Положения от 2000) в данном случае не состоятельна. Требования о применении последствий выхода администрации г. Петропавловска-Камчатского за пределы указанных ограничений в порядке статьи 174 ГК РФ по настоящему делу не заявлялись.
Поскольку договор поставки нефтепродуктов N 02-01 от 20.02.2004 являлся действующим, то выводы суда обеих инстанций об отсутствии у ответчиков по нему денежных обязательств следует признать не соответствующим обстоятельствам дела.
Данное нарушение влечет отмену обжалованных судебных актов по пункту 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направление дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда для установления надлежащего плательщика спорной задолженности.
Судебные расходы по кассационной жалобе суду распределить между сторонами в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при новом рассмотрении спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.05.2005 и постановление от 01.08.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-542/05 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/3471
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании