Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 ноября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3474
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Минфина РФ: Бертина Н.В. - главный специалист по доверенности б/н от 27.01.2005; Минфина Хабаровского края: Колотыгина З.А. - главный специалист по доверенности N 19-11/814 от 04.05.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 09.06.2005, постановление от 25.07.2005 по делу N А73-14180/2004-28 (АИ-1/779/05-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Домоуправления N 1 Князе-Волконской квартирно-эксплуатационной части к Финансовому управлению администрации Хабаровского района, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, 3-и лица: муниципальное образовательное учреждение "Средняя образовательная школа с. Сергеевка", отдел образования администрации Хабаровского района, о взыскании 30072 руб. 33 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2005 года.
Домоуправление N 1 Князе-Волконской квартирно-эксплуатационной части (далее - ДУ N 1 Князе-Волконской КЭЧ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Финансовому управлению администрации Хабаровского района, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 37272 руб. 25 коп. убытков в связи с предоставлением льгот отдельной категории граждан в период с 01.01.2003 по 31.12.2004 (с учетом уточненных требований).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены муниципальное образовательное учреждение "Средняя образовательная школа с. Сергеевка", отдел образования администрации Хабаровского района.
Решением суда от 09.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2005, иск удовлетворен в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку в спорный период Хабаровскому краю для реализации данных льгот из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, в которой заявитель просит отменить решение и постановление как незаконные.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что ответственность следует возложить на Российскую Федерацию, противоречит ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ, который указывает на необходимость учета расходов органов государственной власти субъектов РФ в межбюджетных отношениях.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что компенсация льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставлении бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" должна производиться за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Указывает на то, что в спорный период Минфин РФ в полном объеме исполнило обязательства, связанные с предоставлением субъектам РФ финансовой помощи на компенсацию расходов, связанных с возмещением затрат на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, работающим и проживающим в сельской местности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, ДУ N 1 Князе-Волконской КЭЧ, начиная с 01.01.2003 по 31.12.2004 во исполнение договоров от 17.12.2003 и от 01.01.2004, заключенных с МОУ СОШ с. Сергеевка, предоставило льготы при оплате за жилищно-коммунальные услуги педагогическим работникам, работающим и проживающим в с. Сергеевке.
Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, поселках городского типа, на основании ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) предоставляются бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
Статьей 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 52 от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе ФЗ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставлении бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказу Минфина РФ от 25.07.2003, реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
Как установлено судом, в 2003 году в доход бюджета Хабаровского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поступило 24831600 рублей, в 2004 году на рассматриваемые цели из федерального бюджета поступило 28169200 руб.
Указанные средства распределены муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе Хабаровскому району в размере 4247 тыс. руб. и 4245 тыс. руб. соответственно в 2003 и 2004 годах, вместе с тем это не обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления указанным гражданам льгот.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
В соответствии со ст. 12 и ст. 132 Конституции РФ, с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
ФЗ "Об образовании" предусмотрено, что бесплатным жильем и льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг должны обеспечивать местные органы государственной власти.
Однако компенсировать расходы по содержанию и оплате льгот могут, как указано выше, муниципальные образования только в пределах денежных средств, выделенных вышестоящим бюджетом для этих целей.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы по предоставлению этой категории граждан в спорный период льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаниями к отмене судебных актов не являются.
Таким образом, решение от 09.06.2005 и постановление от 25.07.2005 арбитражным судом приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округ постановил:
Решение от 09.06.2005 и постановление от 25.07.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-14180/2004-28 (АИ-1/779/05-43) оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3474
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании