Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/2919
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Полевая С.П. (доверенность б/н от 10.06.2005), от ответчика: Россохина И.М. (доверенность б/н от 29.09.2005) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю на решение от 16.03.2005, постановление от 09.06.2005 по делу N А51-19038/04 2-309/25 Арбитражного суда Приморского края, по иску Главного управления Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю к Специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ "Российский Фонд федерального имущества" об обязании исполнить обязанность по договору.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2005. Полный текст постановления изготовлен 01.11.2005.
Главное управление Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ "Российский Фонд федерального имущества" в лице Дальневосточного межрегионального отделения (далее - СГУ РФФИ) об обязании ответчика исполнить обязанности, предусмотренные агентским договором от 30.01.2002, а именно, принять от судебного пристава - исполнителя конфискованную по исполнительному производству N 8786 - 18/2004 спиртосодержащую жидкость - вино "Старый мастер" производства Молдавии в стеклянных бутылках емкостью по 0,7 л, в количестве 1265 бутылок, общим объемом 885,5 л.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено МПСП г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района (ныне - Межрайонный отдел судебных приставов по г. Комсомольску-на-Амуре и Комсомольскому району).
Определением от 07.12.2004 дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края по подсудности.
В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство первоначального истца о его замене на правопреемника - Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю.
Решением от 16.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2005, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что агентский договор от 30.01.2002 не порождает обязанности ответчика принять конфискованную продукцию, документацию на несоответствие государственным стандартам и техническим условиям которой истец надлежащим образом не оформил и не определил конкретного поручения фонду.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, не соглашаясь с судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права. В ее обоснование заявитель ссылается на то, что распоряжение и реализация арестованного и конфискованного имущества является исключительной компетенцией фонда в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" от 19.04.2002 N 260 и его уставом, на основании которых ответчик обязан был принять конфискованную алкогольную продукцию по исполнительному производству N 8786-18/2004 для учета и распоряжения. Истец указывает на предоставление ответчику необходимых для передачи имущества документов за исключением экспертного заключения о несоответствии продукции стандартам и техническим условиям, обязанность представления которого судебным приставом, по его мнению, законом в данном случае не предусмотрена. Заявитель считает, что законом не установлен и особый порядок учета, оценки и распоряжения в отношении конфискованной алкогольной продукции, поэтому по общим условиям, предусмотренным Положением "Об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства", утвержденным Постановлением Правительством РФ от 29.05.2003 N 311 в случае невозможности реализации этой продукции она подлежала переработке или уничтожению.
В отзыве на кассационную жалобу ДВМРО РФФИ, возражая против доводов истца, указывает на то, что в соответствии с действующим законодательством ответчик не вправе принимать к реализации конфискованную алкогольную продукцию, а также осуществлять ее переработку и уничтожение при отсутствии документов о несоответствии такой продукции стандартам и техническим условиям. Полагает судебные акты принятыми при правильном применении норм материального права и просит в удовлетворении жалобы отказать.
В заседании суда кассационной инстанции представители сторон дали пояснения, соответствующие текстам жалобы заявителя и отзыва на нее ответчика.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда участия не принимал.
Проверив законность решения от 16.03.2005 и постановления от 09.06.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ не установил.
Как следует из материалов дела, Главным управлением Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю (заказчик) и РФФИ в лице Дальневосточного межрегионального отделения (агент) 30.01.2002, заключен агентский договор на реализацию арестованного (конфискованного) имущества, целью которого является обеспечение исполнительных действий на территории Хабаровского края при обращении взыскания на имущество, конфискованное или арестованное на основании судебных решений и актов других органов. По условиям договора агент или его представитель обязуется за вознаграждение совершать по поручению (заявке) заказчика юридические и иные действия от своего имени, за счет заказчика, по реализации указанного имущества (п. 1.6). 20.08.2003 на основании постановления Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 16.06.2003 о конфискации 1267 бутылок вина "Старый мастер" производства Молдова судебным приставом - исполнителем Межрайонного подразделения судебных приставов города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района возбуждено исполнительное производство N 55362-18/2003. В дальнейшем исполнительному производству присвоен другой номер - 8786-18/2004. 11.05.2004 судебным приставом произведен арест 1265 бутылок вина "Старый мастер" общим объемом 885,5 л, которые были конфискованы.
Его уведомление от 11.05.2004 о конфискации имущества и необходимости принятия его для учета и распоряжения ответчик к исполнению не принял ввиду отсутствия экспертного заключения о несоответствии алкогольной продукции государственным стандартам и техническим условиям.
Истец, считая, что ответчик, уклоняясь от принятия конфискованной алкогольной продукции, не исполняет обязательства по агентскому договору, обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский Фонд федерального имущества" согласно Уставу, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.12.2002 N 925, является Федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного в исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1, 11).
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" установлено, что федеральные органы исполнительной власти передают Российскому фонду федерального имущества, обращенное в собственность государства имущество для его учета, оценки и реализации.
Положение об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 N 311, которым определен порядок учета, оценки и распоряжения конфискованным и изъятым имуществом в силу его пункта 1 не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.
Статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат переработке или уничтожению.
Исходя из приведенных правовых норм, подлежащих применению, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что конфискованная алкогольная продукция - 1265 бутылок вина "Старый мастер", в отношении которой предусмотрен особый порядок распоряжения, не могла быть реализована.
Следовательно, требование истца о ее реализации ответчиком, в том числе, в порядке исполнения агентского договора не основано на действующем законодательстве.
Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 883 утверждено Положение о направлении на переработку или уничтожении изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Такую продукцию, не соответствующую государственным стандартам и техническим условиям, государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения, передают на основании акта приемки-передачи Российскому Фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение (п. 1, 2 Положения).
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела и установлено судом, уведомляя ответчика о необходимости принятия алкогольной продукции, изъятой и конфискованной в связи с отсутствием документов о легальности производства и оборота этой продукции, истец не представил доказательств ее несоответствия государственным стандартам и техническим условиям. Кроме того, истец не указал способ распоряжения данной продукцией.
Выводы по этим обстоятельствам в судебных актах подробно мотивированы и подтверждаются материалами дела.
Поскольку условия, при которых конфискованная алкогольная продукция подлежала принятию ответчиком, отсутствовали, оснований считать его неисполнявшим своих обязательств по агентскому договору и неправомерном непринятии им этого имущества в данном случае не имеется.
При изложенных обстоятельствах судебные акты об отказе истцу в удовлетворении заявленного требования соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приняты с правильным применением норм материального права, в том числе тех, на которые сделана ссылка в жалобе. Их нарушений, а также нарушений процессуального закона арбитражным судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда обеих инстанций и в судебных актах им дана правильная оценка.
Таким образом, решение и постановление отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.03.2005, постановление от 09.06.2005 по делу N А51-19038/042-309/25 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/2919
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании