Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3622
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Н" - Казакова Н.В., заместитель генерального директора, доверенность от 22.04.2004 N 18-39 от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю - Почепко Н.Л. главный специалист, доверенность от 15.03.2005 N 10/929 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 02.08.2005 по делу N А51-3063/2005 10-103 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Н" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о признании незаконными действия руководителя МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Н" (далее - ОАО "Н", Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконными действия руководителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) в части выдачи Уведомления от 22.12.2004 N 1 о невозможности перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, поскольку ОАО "Н" не является сельскохозяйственным производителем.
Решением суда от 02.08.2005 заявленное требование удовлетворено. Суд пришел к выводу о том, что Общество, занимающееся ловом рыбы и ее реализацией, с долей дохода от этой деятельности более 70% от общего дохода в силу пункта 1 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
При этом, - заявитель приводит доводы, по которым считает неправильным вывод суда о том, что Общество, занимающееся рыболовством, является сельскохозяйственным товаропроизводителем. По мнению Инспекции, под действие статьи 346.2 НК РФ Общество не подпадает, так как его деятельность не связана с рыбоводством.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонила, просила решение суда оставить без изменения, как принятое в соответствии с действующим законодательством.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество 07.12.2004 обратилось с заявлением в Инспекцию о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, указав, что доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг) составляет восемьдесят семь процентов.
По результатам рассмотрения заявления Общества, налоговый орган вынес Уведомление от 22.12.2004 N 1, которым сообщил заявителю о невозможности перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, так как ОАО "Н" Общероссийским классификатором видов экономической деятельности присвоен код 05.01.12 "вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах", что не относится к продукции сельского хозяйства, следовательно, Общество не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и на уплату единого сельскохозяйственного налога не может быть переведено. Кроме того, основанием отказа послужило и то обстоятельство, что ОАО "Н" имеет филиал - зверохозяйство "Тигровое", расположенное в г. Партизанске и обособленное подразделение - профилакторий "Волна", расположенное в г. Находке.
В судебном порядке Общество оспорило Уведомление Инспекции в части отказа в переводе на уплату единого сельскохозяйственного налога по тому основанию, что ОАО "Н" не является сельскохозяйственным производителем. Второе основание отказа - наличие филиала, Обществом не оспаривается.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 346.2 НК РФ, плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ
Согласно пункту 1 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
При разрешении спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Н" осуществляет деятельность, связанную с выловом, переработкой и реализацией рыбы. Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) раздел 98, код 98 9934 "продукция рыбная, вылов рыбы, и других водных ресурсов" отнесены к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции.
По мнению Инспекции, лица, реализующие выловленную ими рыбу и продукцию ее переработки, сельскохозяйственными товаропроизводителями не являются
Между тем такой вывод из положений главы 26.1 НК РФ не вытекает.
Поскольку статья 346.1 НК РФ не раскрывает понятие "лица, производящие сельскохозяйственную продукцию", поэтому согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ для определения данного понятия суд правомерно использовал понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, в частности, понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусмотренного статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ сельскохозяйственным товаропроизводителем является физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов, в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Следовательно, если предприятие (юридическое лицо) осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, доля доходов от реализации которой в стоимостном выражении составляет более 70% общего объема производимой продукции, оно является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Спор о том, что доля доходов от реализации произведенной Обществом сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем объеме полученных доходов от реализации товаров составила 87%, между ОАО "Н" и Инспекцией отсутствует.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что Общество на дату обращения с заявлением о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога является сельскохозяйственным товаропроизводителем и отказ в праве на переход на уплату единого сельскохозяйственного налога по основанию, что ОАО "Н" не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, является необоснованным.
Учитывая изложенного, решение суда соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит. Доводы кассационной жалобы не влияют на правовую оценку спора.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Приморского края от 02.08.2005 по делу N А51-3063/2005 10-103 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно пункту 1 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Налоговая инспекция отказала обществу в переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в связи с тем, что оно осуществляет вылов, переработку и реализацию рыбы. Поскольку данная деятельность не является рыбоводством, то, по мнению налогового органа, общество не может считаться сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Не согласившись с таким толкованием закона, общество обратилось в суд, который поддержал позицию налогоплательщика.
В ходе рассмотрения настоящего дела по кассационной жалобе налогового органа федеральный арбитражный суд указал на то, что на основании Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 301, "продукция рыбная, вылов рыбы, и других водных ресурсов" значится под кодом 98 9934 и отнесена к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, в силу ст.1 Федерального закона от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный товаропроизводитель - это организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Таким образом, поскольку общество имеет установленный законом объем производства сельскохозяйственной продукции, то оно является сельскохозяйственным производителем и вправе претендовать не уплату единого сельскохозяйственного налога.
Основываясь на изложенном, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налоговой инспекции и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3622
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании