Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 октября 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3183
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "П" - Митина Е.В., представитель по доверенности от 11.01.2005 N 24, Кузнецова Т.Н., представитель по доверенности от 31.12.2004 N 3, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 16.03.2005, дополнительное решение от 29.03.2005, постановление от 18.05.2005 по делу N А51-19367/04 25-717/50 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "П" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о признании недействительным письма от 22.09.2004 N 04-02/3604.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2005 года.
Открытое акционерное общество "П" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным письма Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю от 22.09.2004 N 04-02/3604 об отказе во внесение изменений в решение о реструктуризации и осуществлении корректировки графиков погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам, о признании незаконным бездействия должностных лиц Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, выразившегося в непринятии решения о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам.
Решением суда от 16.03.2005 заявленные требования удовлетворены.
Письмо Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю от 22.09.2004 N 04-02/3604 в части отказа внести изменения в решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам и откорректировать график погашения реструктурированной задолженности исходя из четырехлетнего срока, признано недействительным.
Бездействия руководителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю в части непринятия решения о списании реструктурированной задолженности по налогам и штрафам по федеральным налогам признаны незаконными.
Дополнительным решением от 29.03.2005 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю обязывалась внести изменение в решение от 29.11.2001 N 19/9378-1 о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам исходя из четырехлетнего срока ее погашения и произвести соответствующую корректировку графиков гашения задолженности и принять решение о списании реструктурированной задолженности по начисленным пеням и штрафам по федеральным налогам в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2005 решение суда оставлено без изменения.
Суд признал, что после принятия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю решения (протокол N 5 от 31.12.2002) о выделении из состава задолженности по пеням и штрафам дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 100941,1 руб., налоговой инспекции следовало внести соответствующие изменения в уточенное решение ИМНС РФ по Фрунзенскому району города Владивостока о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам от 29.11.2001 N 19/9378-1 и откорректировать графики погашения реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, исходя из четырехлетнего срока ее погашения.
А поскольку ОАО "П" реструктурированная задолженность по налогу на прибыль в общей сумме 100941,1 руб., была погашена в полном объеме досрочно, у Общества возникло право на списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в полном объеме, в связи с чем бездействие налогового органа признано незаконным.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, не соглашаясь с судебными актами, просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Налоговый орган полагает, что при наличии по отдельным налогам, подлежащим уплате в бюджет Российской Федерации, задолженности по уплате налога, пеней и штрафов, а по другим федеральным налогам задолженности только по уплате пеней и штрафов, налоговый орган вправе принять различные графики с учетом состава реструктурируемой задолженности по отдельным налогам.
Поверив в порядке и пределах статей 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа полагает, что судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
20.09.2001 и 26.09.2001 ОАО "П" обратилось в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Владивостока с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам в федеральный бюджет.
Уточненным решением от 29.11.2001 N 19/9378-1 ИМНС РФ по Фрунзенскому району города Владивостока задолженность ОАО "П" реструктурирована на сумму 21296737,83 руб. Согласно уточненного графика задолженности по начисленным пеням и штрафам обществу предоставлено право поквартальной оплаты задолженности по 532418,45 руб. в течение 10 лет, начиная с 4 квартала 2001 года.
03.09.2002 ОАО "П" поставлено на учет в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю. Комиссией МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю было установлено, что в решении от 26.09.2001 (с учетом дополнительного решения) суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль (банковский процент) включены в сумму реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, в то время, как по своей сути они не могут квалифицироваться как пени.
Решением от 31.12.2002 графики погашения задолженности по пеням и штрафам были скорректированы в сторону уменьшения, так как в график ошибочно включены суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 100941,1 руб. и принят дополнительный график погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль на сумму банковского процента.
20.01.2003 сумма реструктурируемой задолженности по налогу на прибыль в сумме 100941,1 руб. была погашена ОАО "П" в полном объеме платежными поручениями N 64, 66, и 65 от 17.01.2003.
25.05.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю принято решение о списании задолженности по пеням и штрафам по налогу на прибыль в сумме 1649411,98 руб.
Письмом от 16.07.2004 N 6-1-22/590 ОАО "П" обратилось в налоговый орган с просьбой внести изменения в решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам и откорректировать графики погашения всей реструктурированной задолженности исходя из четырехлетнего срока.
Полагая, что отказ откорректировать графики, выраженный в письме налогового органа от 22.09.2004 N 04-02/3604, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "П" обратилось в Арбитражный суд.
Признавая правомерность заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед Федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", правилами списания суммы задолженности по пеням и штрафам, утвержденными приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 30.04.2002 N БГ-3-29/235.
Как следует из вышеперечисленных актов режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или эта задолженность по пеням и штрафам.
Согласно п. 4 Порядка проведения реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в Федеральный бюджет организациям предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по налогам и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Настоящий спор касается суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль (банковский процент), которая была включена в сумму реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Принятие решения от 31.12.2002 об изменении графика погашения задолженности и перенесении суммы доначисленных платежей в основную задолженность мотивирована налоговым органом ссылкой на письмо Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N ОС-6-29/1796 а от 20.11.2002, которым указано, что дополнительные платежи по налогу на прибыль являются по своей природе налоговыми платежами, поэтому задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль подлежит включению в сумму реструктурированной задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов.
Однако такой подход к природе таких платежей нельзя признать правильным.
Действительно, независимо от присущих дополнительным платежам компенсационных признаков эти платежи в силу Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" включены в раздел "Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль" и не имеют отношения к суммам пеней и штрафов, исчисляемых и взыскиваемых в соответствии со статьей 75 и главой 16 НК РФ. Однако из определений Конституционного Суда РФ от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О, на которые ссылается суд, также не следует, что суммы процентов, начисляемых на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами (дополнительные платежи), относятся к основной задолженности по налогам и сборам.
Поэтому, учитывая единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, отнесение дополнительных платежей (процентов) к сумме основанной задолженности признать правомерным нельзя.
Таким образом, установленных законом оснований для корректировки погашения задолженности у налогового органа не имелось, поскольку исключение суммы задолженности по дополнительным платежам из графика задолженности по пеням и штрафам и включение ее в график задолженности по налогам и сборам в силу правовой природы этих платежей не может влиять на правила реструктуризации задолженности, установленной постановлением Правительства РФ от 03.05.1999 N 1002 и от 24.04.2002 N 269.
Учитывая изложенное судебные акты, признавшие недействительным отказ налогового органа внести изменения в решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам и откорректировать график погашения задолженности исходя из четырехлетнего срока, а также обязания внести изменения в решение от 29.11.2001 N 19/9378-1 о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам исходя из четырехлетнего срока ее погашения не могут быть, признаны законными и обоснованными, поэтому подлежат отмене.
Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.03.2005, дополнительное решение от 29.03.2005, постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19367/04 25-717/50 отменить. В удовлетворении заявленных ОАО "П" отказать.
Взыскать с ОАО "П" в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение дела в апелляционной и кассационной инстанциях в сумме 2000 руб. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Поворот исполнения решения суда в части возврата госпошлины рассмотреть Арбитражному суду Приморского края в соответствии с требованиями статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3183
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании