Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3129
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 28.06.2005 по делу N А04-995/05-4/18 Арбитражного суда Амурской области, по иску: муниципального жилищного коммунального предприятия "Рассвет" к районному отделу образования г. Белогорска о взыскании 23374,46 руб.
Резолютивная часть постановления от 18.10.2005. Полный текст постановления изготовлен 25.10.2005.
Муниципальное жилищное коммунальное предприятие "Рассвет" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к районному отделу образования г. Белогорска о взыскании 23374,46 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг отдельной категории граждан.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Администрация Белогорского района, Финансовый отдел Администрации Белогорского района, Финансовый департамент Администрации Амурской области, Министерство финансов РФ.
Определением суда от 01.06.2005. Министерство финансов РФ привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Решением суда от 28.06.2005 иск удовлетворен в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Амурской области, в которой заявитель просит отменить решение суда и в иске по отношению к нему отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что компенсация льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставлении бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказом Минфина РФ от 25.07.2003 N 68н должна производиться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.
Считает, что суд неправомерно возложил на него ответственность по возмещению убытков, поскольку истец не доказал наличие оснований, предусмотренных нормами ст. 1069 Гражданского кодекса РФ.
В судебное заседание представители сторон, несмотря на надлежащее извещение, не явились.
Как усматривается из материалов дела, МЖКП "Рассвет" в период с 24.03.2003 по 18.08.2004 во исполнение договора от 01.01.2003, заключенного с районным отделом образования г. Белогорска, и на основании ФЗ "Об образовании" предоставило за счет собственных средств льготы при оплате за жилищно-коммунальные услуги работнику школы с. Васильевка на сумму 23347,46 руб.
Невозмещенные истцу расходы в указанном размере составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, поселках городского типа, на основании ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) предоставляются бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
Статьей 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 52 от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе ФЗ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказу Минфина РФ от 25.07.2003, реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
Как установлено судом, на основании законов РФ о федеральном бюджете в рассматриваемый период в доход бюджета Амурской области на указанные цели из Фонда компенсации федерального бюджета на 01.01.2004 поступило 37774,10 тыс. руб., в 2004 году - 36933,70 руб.
Средства, поступившие из федерального бюджета, распределены муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе Белогорскому району, в размере 1039900 руб. и 967100 руб. соответственно - в 2003 и 2004 годах, вместе с тем не обеспечили потребность муниципального образования в финансовых средствах на реализацию федерального законодательства в части предоставления указанным гражданам льгот.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно освободил от ответственности муниципальное образование, что соответствует ст. 12 и ст. 132 Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
ФЗ "Об образовании" предусмотрено, что обеспечение бесплатным жильем и льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляют местные органы власти, вместе с тем, исходя из вышеназванных законодательных актов, компенсировать расходы по предоставлению льгот последние обязаны только в пределах денежных средств, выделенных вышестоящим бюджетом на указанные цели.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (действующий до 07.07.2003), а также главе IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ (в редакции от 04.07.2003) раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Исходя из положений названных правовых актов, а также норм статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ, финансирование расходов на реализацию переданных субъекту полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться путем передачи в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета средств в виде субвенций и субсидий.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации.
Некомпенсированные из бюджетов различного уровня расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправным бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования (статьи 16, 1069 Кодекса).
Поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд неверно квалифицировал правоотношения сторон, подлежат отклонению.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округ постановил:
Решение от 28.06.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-995/05-4/18 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3129
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании