Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "РЖД" - Цветкова И.В., юрисконсульт, доверенность от 27.12.2004 N 344; от администрации МО Ванинский район - Никитина Н.А., главный специалист, доверенность от 22.08.2005 N 1-21/1006 от Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского района - Павельева Н.А., зам. председателя, доверенность от 16.11.2004 N 466; от Министерства имущественных отношений Хабаровского края - Якушев М.В., главный специалист, доверенность от 24.02.2005 N 1-11/773 рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования Ванинский район, Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского района на решение от 17.02.2005, постановление от 03.06.2005 по делу N А73-13994/2004-23 (АИ-1/384/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" заинтересованные лица: администрация Ванинского района, Комитет по приватизации и управлению имуществом Ванинского района, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Территориальное управление ФАУФИ по Хабаровскому краю о признании незаконными действий органов местного самоуправления и понуждении принятия объектов в муниципальную собственность.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Ванинский район, Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского района по уклонению от принятия в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, указанных в приложении N 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 N 1499р/110а/Т-92-р, и обязании принять указанные объекты недвижимости в муниципальную собственность.
К участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - Минимущество Хабаровского края) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ Росимущества по Хабаровскому краю).
Решением арбитражного суда от 17.02.2005 обжалуемые действия Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского района (далее - Комитет) признаны незаконными. При этом арбитражный суд обязал Комитет принять в муниципальную собственность имущество, указанное в Распоряжении N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2005 решение суда изменено: указанные действия Комитета и администрации муниципального образования Ванинский район (далее - Администрация) признаны незаконными. Также суд обязал Администрацию принять названные объекты недвижимости в муниципальную собственность.
В кассационных жалобах Администрация и Комитет просят отменить эти судебные акты, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалоб заявители ссылаются на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на нарушение норм материального права - Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность". По мнению заявителей, в данном случае спорные объекты недвижимости вначале подлежали передаче в государственную собственность субъекта РФ, а затем в муниципальную собственность. Кроме того, заявители считают, что судом не выяснен вопрос о том, подготовлен ли передающей стороной весь комплект технической документации, необходимой для надлежащей эксплуатации передаваемых объектов, и исполнено ли требование распоряжения губернатора Хабаровского края от 05.02.2003 N 112-р о приведении передаваемых объектов в технически исправное состояние до осуществления приема-передачи.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Россимущества по Хабаровскому краю выразило несогласие с доводами жалоб, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный. Заявило о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие его представителя.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Администрации и Комитета поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, дав по ним пояснения.
Представитель Минимущества Хабаровского края поддержал требования по кассационным жалобам, не согласившись при этом с доводом жалоб о том, что спорное имущество сначала должно быть передано в государственную собственность субъекта РФ.
Представитель ОАО "РЖД" выразил несогласие с доводами жалоб, считает их не подлежащими удовлетворению.
Проверив законность постановления апелляционной инстанции от 03.06.2005, которым изменено решение арбитражного суда от 17.02.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Пунктом 7 указанного Постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации поручено утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Во исполнение данного Постановления издано совместное распоряжение N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004, утвердившее данный перечень, в который вошли спорные объекты недвижимости, а именно: жилой и нежилой фонд, объекты коммунально-бытового назначения.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" (далее - постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235), Комсомольское отделение ДВЖД 23.09.2004 обратилось в администрацию муниципального образования Ванинский район с просьбой принять и рассмотреть пакет документов на передаваемые в муниципальную собственность объекты недвижимости, приложив при этом реестр передаваемого имущества и акты приема-передачи (форма ОС-1).
Администрация письмом от 10.12.2004 N 1-12/1536 выдвинула ряд условий для приема спорных объектов в муниципальную собственность, а именно:
изготовление технической документации на передаваемые объекты,
проведение инвентаризации и передачи в муниципальную собственность земельных участков под передаваемыми объектами, в том числе находящихся в полосе отвода железной дороги,
представление документов, подтверждающих право собственности на передаваемые объекты,
наличие доверенности, уполномочивающей руководителя передающей стороны подписывать акты приема-передачи,
проведение передающей стороной работ по капитальному ремонту передаваемых объектов либо перечисление в бюджет района денежных средств, необходимых для проведения ремонтных работ,
заключение договора, гарантирующего оплату бюджетной составляющей в содержании жилого фонда на весь объем передаваемого жилья по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией для муниципальных предприятий, обслуживающих принятые объекты ЖКХ от ОАО "РЖД" до подписания распоряжения Правительства РФ, разрешающего передачу и поступление средств из Минфина РФ в субъект федерации на содержание принятых объектов.
Уклонение Администрации и Комитета от принятия объектов в муниципальную собственность послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ОАО "РЖД" об обязании Администрации принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, не подлежащие приватизации, арбитражный суд исходил из следующего.
Порядок передачи объектов в муниципальную собственность установлен Постановлением Правительства РФ от 07.03.2005 N 235, в силу пункта 5 которого органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Установив, что данный порядок заявителем соблюден, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о незаконности обжалуемых действий Администрации и Комитета.
Довод заявителей жалоб о необходимости предварительной передачи спорных объектов в государственную собственность субъекта РФ, а затем в муниципальную собственность является необоснованным, поскольку передача указанных объектов в муниципальную собственность предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 17.12.2002 N 1453-р, предписывающего государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до 31.12.2004 передачу указанных объектов в муниципальную собственность. Кроме того, указанные объекты относятся к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона, поскольку они входят в Приложение N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Также арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности действий Администрации по выдвижению дополнительных требований для принятия объектов в муниципальную собственность, поскольку выдвижение таких требований не предусмотрено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о незаконности действий Администрации и Комитета, выразившихся в уклонении от принятия в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 03.06.2005 по делу N А73-13994/2004-23 (АИ-1/384/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2837 "Действия органов местного самоуправления, выразившиеся в уклонении от принятия в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, признаны незаконными, поскольку спорные объекты недвижимости не подлежат приватизации и заявителем соблюден порядок передачи объектов в муниципальную собственность, установленный Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2005 г. N 235"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", ноябрь-декабрь 2005 г., N 6
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании