Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1181
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 19.11.2004, постановление от 31.01.2005 по делу N А51-2584/04 7-70 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыта" к Министерству финансов РФ, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации МО г. Владивосток, Финансовому управлению администрации МО г. Владивосток о взыскании 1549405,87 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2005 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации МО г. Владивосток, Финансовому управлению администрации МО г. Владивосток о взыскании 1549405,87 руб., составляющих убытки от предоставления отдельным категориям граждан по оплате электроэнергии за период с марта 2001 года по декабрь 2002 года в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмете спора, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Владивосток.
До вынесения решения истец уменьшил исковые требования до 1529433,84 руб., в связи с произведенной по требованию суда с Отделом субсидий и льгот администрации г. Владивостока сверкой сведений о начислениях льгот.
Решением от 19.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2005, исковые требования ОАО "Дальэнерго" удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", выделялись не в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением от 19.11.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот реабилитированным лицам.
Считает, что ответственным лицом по возмещению расходов, понесенных ОАО "Дальэнерго" по оплате электроэнергии в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", является субъект Российской Федерации, поскольку согласно пункта 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Из чего следует, что субъектом данного обязательства является Приморский край, который вправе получить компенсацию из федерального бюджета только по факту несения указанных расходов.
Полагает, что выделенная сумма 12152,3 тыс. руб. из средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2002 году субъекту Федерации - Приморский край является достаточной для предоставления льгот указанной категории граждан.
Таким образом, заявитель жалобы указывает на неправомерное удовлетворение требований истца о возмещении убытков, ссылаясь на недоказанность факта наличия условий, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса РФ.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в 2001-2002 годах ОАО "Дальэнерго" в лице Владивостокского филиала "Дальэнергосбыт" предоставило 50% льготу по оплате электроэнергии реабилитированным лицам на сумму 1529433,84 руб. на основании ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Ввиду невозмещения расходов органами государственной власти и местного самоуправления из соответствующих бюджетов на указанную сумму, ОАО "Дальэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку представленным в деле документам, установил факт недостаточности финансирования денежных средств на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в 2001-2002 годах из бюджетных средств и правомерно возложил ответственность по возмещению истцу убытков из казны Российской Федерации.
Статьей 16 вышеуказанного Закона предусмотрена льгота в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся политическим репрессиям.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставление таких льгот соответствующей категории граждан определено Правительством РФ. Пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий (утв. Постановление Правительства N 419 от 03.05.1994), устанавливает в качестве источника предоставления льгот бюджет субъекта РФ и местный бюджет с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2001 году из федерального бюджета Приморскому краю выделено 5800 тыс. руб., в том числе МО г. Владивосток на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" перечислено 1297215 руб.
В соответствии с Законом Приморского края "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" от 12.08.2003 N 68-КЗ из Федерального фонда компенсаций выделено 12152,3 тыс. руб. на реализацию государственных полномочий по предоставлению льгот, установленных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", из них МО г. Владивосток распределено 1596 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования краем и муниципальным образованием г. Владивосток денежных средств в деле не имеется.
Однако объем переданных средств не покрыл фактическую потребность в них на местах.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Владивостока, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 1529433,84 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Такое решение соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также на принятие нормативных правовых актов, возлагаются на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Довод заявителя жалобы о последующем возмещении из федерального бюджета фактически произведенных местными бюджетами расходов по предоставлению указанных льгот не соответствует указанному законодательству.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.11.2004, постановление апелляционной инстанции от 31.01.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2584/04 7-70 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1181
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании