Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-2/3824
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ФГУП "ПО "В" - Лаухина Е.А., представитель по доверенности N 53-196/36 от 17.10.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю на решение от 19.07.2005 по делу N А73-3382/2005-16 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "В" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю о признании частично недействительным решения от 21.01.2005 N 50.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 7 декабря 2005 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "В" (далее - ФГУП "ПО "В", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.01.2005 N 50 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления пени (пункт 2.1 "в").
Решением суда от 19.07.2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что предприятие подтвердило свое право на применение налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) 0 процентов. Так как налог не доначислен, то нет оснований и для начисления пени.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки в размере 0 процентов, представлены предприятием только 21.01.2005, то есть по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в режиме экспорта, следовательно, начисление пени, начиная со 181 дня с момента отгрузки, по 21.01.2005 является правомерным. Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы инспекция в заседании суда участия не принимала.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу, в судебном заседании отклоняет требование налогового органа в полном объеме, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
В заседании суда, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 30.11.2005.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителя предприятия, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятого судом решения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах. Результаты проверки отражены в акте N 5931-ДСП от 23.12.2004, на основании которого, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение N 50 от 21.01.2005 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению, предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), ему доначислен налог (в том числе НДС) и соответствующие пени по НДС в сумме 9036731 руб. за период с 05.11.2004 по 21.01.2005 (пункт 2.1 "в").
Не согласившись с решением налогового органа в части начисления пени, предприятие оспорило его в судебном порядке. Основанием для такого обращения послужили решения налогового органа N 265 от 01.04.2005 "Об обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров в таможенном режиме экспорта" и N 295 от 11.04.2005 "Об изменении решения", которыми признано обоснованным применение предприятием налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров в сумме 105003855 руб., соответствующие изменения внесены в решение налогового органа N 50 от 21.01.2005.
Пунктом 6 статьи 166 НК РФ установлено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции. При этом из статьи 165 НК РФ следует, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиком представляются предусмотренные в этой статье документы в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта или транзита.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ в случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, не собран на 181 день, начиная с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам считается день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) на экспорт. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ (пункт 5 статьи 165 НК РФ).
Как следует из материалов налоговой проверки, пеня в оспариваемой сумме начислена налоговым органом в связи с тем, что предприятие не подтвердило правомерность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в сумме 19835561 руб., в том числе: за июнь 2002 года - 15758468 руб.,
за август 2002 года - 4064903 руб.,
за октябрь 2002 года - 12190 руб.
НДС с указанных сумм предприятием уплачен не был, решением налогового органа от 11.04.2005 N 295 инспекция признала правомерным и обоснованным применение налоговой ставки 0 процентов, в том числе и по указанным выше спорным суммам.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов и сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более позднее по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Размер суммы пеней зависит от размера суммы налога в случае его несвоевременной уплаты. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 15.07.1999 N 11-П, пеня - это компенсация потерь государственной казны в результате неполучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Так как, в данном случае, НДС за июнь, август, октябрь 2002 года с сумм 15758468 руб., 4064903 руб., 12190 руб. соответственно не подлежит уплате в бюджет, то арбитражный суд пришел к правомерному выводу, о том, что и пеня взысканию не подлежит, в связи с отсутствием недоимки в бюджете.
Кроме того, ФГУП "ПО "В" в соответствии со статьей 165 НК РФ своевременно представляло в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов за июнь, август, октябрь 2002 года, соответственно 23.07.2002, 20.09.2002, 21.11.2002, о чем имеются отметки налогового органа на налоговых декларациях по НДС за июнь, август, октябрь 2002 года.
Так как контракт от 30.11.2000 N РЕ/04087120407, заключенный ФГУП "Промэкспорт" и ТК "Хексин" (КНДР), и договор комиссии от 30.07.2001 N Р/140806131306-112415, заключенный ФГУП "Рособоронэкспорт" и ФГУП "ПО "В", носили долгосрочный характер, в соответствии с условиями которых предусмотрена поставка товаров отдельными партиями и соответственно предусмотрена оплата за каждую партию отдельно, таким образом, при поступлении на счет российского налогоплательщика выручки от реализации товара в режиме экспорта иностранному лицу по отдельным поставкам (партиям) возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам материальных ресурсов, используемых при производстве и реализации товаров на экспорт, осуществляется пропорционально сумме полученной выручки при предоставлении в налоговые органы всех необходимых документов, указанных в статье 165 НК РФ.
При изложенных выше обстоятельствах выводы суда основаны на материалах данного дела, сделаны в соответствии с действующими нормами материального права, в связи с чем оснований для отмены принятого судом решения и удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.07.2005 по делу N А73-3382/2005-16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-2/3824
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании