Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3677
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Павлова Е.В. - представитель по доверенности N 1-е от 14.07.2005, от ответчика: Фин. управлен. Хаб. района - Безрукова А.Г. - начальник, юр. отдела по доверенности N 04-18/87 от 04.03.2005, от Минфина Егорова О.В. - главный специалист по доверенности от 27.01.2005, от Минфина Хабаровского края - Колотыгина З.А. - гл. спец. юр. службы по доверенности N 19-11/814 от 04.05.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления администрации Хабаровского края на решение от 13.05.2005 постановление от 01.08.2005 по делу N А73-14302/2004-31 (АИ-1/640/08-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Тополевское" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю Финансовому управлению Администрации Хабаровского района о взыскании 490696 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2005. Полный текст постановления изготовлен 22.11.2005.
Муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Тополевское" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю Финансовому управлению Администрации Хабаровского района о взыскании 490696 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением в январе-сентябре 2004 года населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
До принятия по делу решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований в связи с уточнением периода предоставления субсидий и просил взыскать 954576,71 руб.
Решением суда от 13.05.2005 оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.08.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны муниципального образования Хабаровского района в лице Финансового управления администрации Хабаровского района.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьи 284 АПК РФ по кассационной жалобе Финансового управления администрации Хабаровского района, которое просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что при принятии судебных актов судом не учтены положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются последними только в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Обращает внимание, что ст. 87 Бюджетного кодекса РФ не относит к видам расходов, финансируемых за счет местного бюджета возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Финуправления Хабаровского района жалобу поддержала.
Министерство финансов Хабаровского края в отзыве на кассационную жалобу и через своего представителя в заседании суда кассационной инстанции жалобу отклонило. При этом Минфин Хабаровского края обратило внимание на то, что помимо направленных целевым назначением средств краевого бюджета, Хабаровскому району предоставлены дополнительные средства путем зачета просроченных бюджетных кредитов и бюджетной ссуды.
Представители МУМ ПП ЖКХ "Тополевское" и Министерства финансов РФ также выразили согласие с принятыми судебными актами, полагая их законными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период январь-декабрь 2004 года предоставил гражданам, проживающим в жилом фонде, находящемся на его балансе, субсидии в виде уменьшения платы за жилье и коммунальные услуги.
В связи с неполным возмещением Администрацией Хабаровского района истцу его расходов, связанных с предоставлением субсидий, у последнего образовались убытки в размере некомпенсированной из бюджета суммы - 954576,71 руб., о взыскании которой заявлены настоящие исковые требования.
Статьей 15.4 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 (в ред. от 06.05.2003, 22.08.2004) определено, что органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно статье 15.4 Закона возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ.
Статья 132 Конституции РФ и статья 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливают, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.
При этом, согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Поэтому вывод суда о том, что обязанность по возмещению расходов закреплена за органами местного самоуправления и на органы государственной власти субъекта РФ возложена обязанность только по предоставлению финансовой помощи на указанные цели, является ошибочным.
Наряду с этим, как установлено судом, в соответствии со статьей 51 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов Федерации названных расходов.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 утверждены Правила предоставления в 2003 году дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, действие которых распространено и на 2004 год.
Приложением N 1 к названному постановлению Правительства определен уровень датирования населения, исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по соответствующим субъектам Российской Федерации, который для Хабаровского края составил 20%.
На основании ст. 51 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" и постановления Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 Хабаровскому краю доведены денежные средства на рассматриваемые цели в размере 134118000 рублей, из которых субъектом РФ Хабаровскому району распределено 3181,5 тыс. руб.
Также, Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 155 "О бюджетной системе на 2004 год" установлено распределение средств фонда финансовой поддержки субъекта муниципальных образований края на 2004 год, согласно которому объем дотаций из краевого бюджета Хабаровскому району на возмещение расходов по предоставленным субсидиям составил 12180 тыс. рублей, фактически муниципальному образованию передано 12945 тыс. руб.
Кроме того, как следует из представленных документов, на основании поступившей заявки Хабаровского района о выделении дополнительных средств в размере 20029 тыс. руб., в Закон Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" (Приложение N 10) внесены изменения Законом Хабаровского края N 265 от 29.03.2005 в объем финансовой помощи Хабаровскому району путем увеличения целевых дотаций (субсидий на оплату ЖКХ) на указанную сумму. Данные средства переданы муниципальному образованию путем зачета сумм просроченных бюджетных кредитов и бюджетных ссуд уведомлениями о взаимных расчетах от 25.04.2005 N 11 и от 26.05.2005 N 12, что не противоречит статье 235 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно справе Управления ЖКХ администрации Хабаровского муниципального района о фактическом финансировании субсидий, задолженность за 2004 год перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства составляла 15598,6 тыс. руб.
Таким образом, учитывая что муниципальное образование профинансировано из вышестоящего бюджета в достаточном количестве для погашения задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства по предоставленным субсидиям, решение о взыскании суммы убытков за счет казны Хабаровского района является правомерным.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных актов, предусмотренных статьей 284 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.05.2005, постановление от 01.08.2005 Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу N А73-14302/2004-31 (АИ-1/640/-8-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3677
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании