Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3711
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 20.05.2005, постановление от 01.08.2005 по делу N А5Ы0858/04 12-200 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Владивосток-Авиа" к Администрации Приморского края, Управлению социальной защиты Администрации Приморского края, Управлению федерального казначейства по Приморскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ, Федеральной службе безопасности РФ, третье лицо: открытое акционерное общество "Приморское агентство воздушных сообщений" о взыскании 788665 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Владивосток-Авиа" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края, Управлению социальной защиты администрации Приморского края, Управлению федерального казначейства по Приморскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации о взыскании 788665 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по перевозке в 2002 году в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Определением от 17.01.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Приморское агентство воздушных сообщений".
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшил размер исковых требований до 584665 руб.
Решением от 20.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2005, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", выделялись не в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением от 20.05.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель ссылается на необоснованное включение истцом в расчет убытков сумм НДС, начисленных на стоимость услуг, поскольку в силу статьи 143 Налогового кодекса РФ бюджеты различных уровней не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 10.04.2001 между ОАО "Владивосток-Авиа" (Перевозчик) и Управлением социальной защиты администрации Приморского края заключен договор N 29 на возмещение расходов по льготным авиаперевозкам, во исполнение которого Перевозчик обязался предоставить ветеранам льготы по оплате проезда на своих рейсах в соответствии с ФЗ "О ветеранах", а Управление обязалось возмещать Перевозчику расходы, связанные с предоставлением указанных услуг.
Ввиду невозмещенния расходов на сумму 584665 руб. за 2002 год ОАО "Владивосток-Авиа" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковое требование, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применил нормы права.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьями 14, 15, 16, 18 ФЗ "О ветеранах" ветеранам отдельных категорий предоставлено право бесплатного проезда одни раз в два года (туда и обратно), в том числе на воздушном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов.
В соответствии с частью 2 указанной статьи порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно Правилам возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2000 N 946, финансирование расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2000 год.
Действие данного Постановления продлено на 2002 год Постановлением Правительства от 30.03.2001 N 255.
Финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в Управление социальной защиты администрации Приморского края произведено в запланированном порядке, однако, фактически понесенные расходы ОАО "Владивосток-Авиа" превысили на 584665 руб.
Судом установлено, что в 2002 году денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета выделялись в недостаточном объеме.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 584665 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно ФЗ "О налоге на добавленную стоимость" физические лица не являются плательщиками НДС. При рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств, что в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.05.2005, постановление апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10858/04 12-200 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3711
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании