Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3722
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 07.06.2005, постановление от 15.08.2005 по делу N А51-2217/05 36-23 Арбитражного суда Приморского края, по иску Открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта к Администрации Хорольского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Финансовому управлению администрации Хорольского муниципального района, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 61160 руб. 03 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2005 года Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Хорольского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Финансовому управлению администрации Хорольского муниципального района, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 57364 рублей 41 копейки (с учетом уточнения искового требования), составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате электроэнергии в декабре 2004 года.
Решением суда от 07.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2005, исковые требования удовлетворены в заявленной сумме со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Также заявитель кассационной жалобы считает, что истец не представил доказательств, подтверждающих факт наличия одновременно всех условий, образующих состав правонарушения, со стороны Минфина РФ.
Истец доводы заявителя кассационной жалобы не поддержал по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец в течение 2004 года во исполнение договора от 15.01.2004 N 8, заключенного с администрацией МО Хорольский район, предоставлял льготы ветеранам по оплате электроэнергии, что подтверждается имеющимися в деле документами.
Не компенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Арбитражный суд Приморского края на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования Хорольский район, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов им в достаточном количестве не выделялись.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Таким образом, судом обеих инстанций правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных истцом при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, определено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Приложением 14 к Закону Приморского края от 29.12.2003 N 91-КЗ "О краевом бюджете на 2004 год" предусмотрена передача МО Хорольский район государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 4717060 рублей, из них на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг (электроэнергии) 3581060 руб., которые муниципальным образованием Хорольский район получены в полном объеме и распределены по целевому назначению.
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2004 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.06.2005 и постановление от 15.08.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2217/05 36-23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3722
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании