Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 ноября 2005 г. N Ф03-А73/04-1/3367
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Осипенко О.В. - юрисконсульт по доверенности N 7/160 от 12.04.2005, от ответчиков: от Минфина РФ - Бертина Н.В. - главный специалист юр. отдела по доверенности от 27.11.2005. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 23.05.2005, постановление от 11.07.2005 по делу N А73-11855/2004-28 (АИ-1/708/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому отделу администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Комитету социальной защиты населения администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района о взыскании 36927,28 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2005. Полный текст постановления изготовлен 08.11.2005.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось с иском в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ, Финансовому отделу администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Комитету социальной защиты населения администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района о взыскании 36927,28 руб., составляющих сумму ущерба, образовавшегося в результате предоставления льгот гражданам льгот, установленных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" по оплате электрической энергии за октябрь-декабрь 2002 года и по оплате тепловой энергии за январь-май, август-декабрь 2002 года.
Определением суда от 31.01.2005 производство по делу в части требований о взыскании 3910,46 руб. прекращено.
Решением от 23.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2005, исковые требования удовлетворены путем взыскания 33016,82 руб. с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на ст.ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431, Постановление Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года".
Остальные ответчики от ответственности по иску освобождены.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой предлагается их отменить, со ссылкой на то, что указанная льгота, согласно действующему законодательству, должна возмещаться за счет средств бюджетов субъекта РФ и муниципального образования.
По мнению Минфина РФ, рассматриваемый Указ Президента РФ в спорный период не обеспечен источниками финансирования, что следует из Закона РФ "О федеральном бюджете на 2002 год", а потому не подлежал исполнению из федерального бюджета.
Считает, что истец не доказал документально размер причиненного ему ущерба, а потому исковые требования являются необоснованными.
Кроме того, заявитель полагает неправомерным взыскание с Минфина РФ денежных средств в связи с отсутствием факта противоправности его действий.
Минфин Хабаровского края в представленном отзыве и через своего представителя в судебном заседании доводы жалобы отклонил.
Представитель истца в судебном заседании кассационной инстанции просила судебные акты оставить без изменения.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в период август-декабрь 2002 года и январь-май, октябрь-декабрь 2002 года предоставило многодетным семьям льготы по оплате электроэнергии и тепловой энергии соответственно, установленные Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" на общую сумму 36927,28 руб.
В связи с невозмещением исполнительными органами государственной власти и органами власти местного самоуправления истцу указанных расходов, заявлены настоящие исковые требования.
Некомпенсированные из бюджетов различного уровня расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправным бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования в лице соответствующего финансового органа (статьи 16, 125, 1069 Кодекса), в связи с чем доводы Минфина РФ о неправомерном взыскании с него денежных средств ввиду отсутствия противоправных действий, подлежат отклонению.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента N 431 от 05.05.1992 установлена для многодетных семей скидка при оплате коммунальных услуг в размере не ниже 30% от установленной платы. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Во исполнение Указа, Минфин РФ совместно с Минсоцзащиты населения РФ письмом от 29.06.1992 за N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2) разъяснили, что скидки на оплату коммунальных услуг производятся за счет средств местных бюджетов.
Вместе с тем, Федеральным Законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Поэтому суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального бюджета ввиду невыделения средств в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий в необходимом объеме.
Кроме того, 26.03.2003 решением Верховного суда РФ N ГКПИ 03-139 пункт 2 Письма Минфина России N 51 и Минсоцзащиты России N 1-2359-18 признан недействующим, как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает исключительно из федерального бюджета финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которые приводят к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ (действующего до 04.07.2003) суд правомерно указал, что средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела и признается Минфином РФ, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на 2002 год не планировались и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с чем, убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате электрической и тепловой энергии многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании ст. 15, 16, 1069 ГК РФ.
Подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о неподтверждении истцом надлежащими доказательствами размера предоставленных льгот, поскольку материалы дела содержат акты сверок количества льготников, составленные с Комитетом по социальной защите населения Администрации г. Николаевска-на-Амуре, списками льготников, счетами-фактурами.
Таким образом, оснований для изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.05.2005, постановление от 11.07.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11855/2004-28 (АИ-1/3367) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2005 г. N Ф03-А73/04-1/3367
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании