Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Шуайпова М.Г, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - КараникаВ.И. на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 26апреля 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований подполковника запаса Тменова Василия Руслановича об оспаривании действий Командующего Северо-Кавказским округом войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - СКО ВНГ РФ), связанных с неназначением его на воинскую должность, досрочным увольнением с военной службы в связи организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ) и командира войсковой части N, связанных с порядком пребывания истца в распоряжении командования и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя командующего СКО ВНГ РФ и командира войсковой части N - капитана юстиции Тотиева М.Ю, возражавшего против доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Понедельник А.В, предложившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Приказом командующего СКО ВНГ РФ от 27 декабря 2021 г. N "данные изъяты" дсп/лс Тменов В.Р. досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ и приказом командира войсковой части N N от 30 декабря 2021 г. N 252 с/ч исключен из списков личного состава воинской части.
Тменов В.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать эти приказы незаконными, обязать названных должностных лиц их отменить, обеспечить его всеми видами довольствия за период необоснованного увольнения, принять меры к его назначению на воинскую должность.
Также он просил суд признать незаконными действия командующего СКО ВНГ РФ и командира войсковой части N, связанные с нахождением его в распоряжении сверх установленных сроков и неназначением на вакантные воинские должности в пределах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ФС ВНГ РФ).
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца выражает несогласие с принятым судом решением, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что в решении суда не приведены мотивы, по суд которым отверг справку начальника отдела кадров СКО ВНГ РФ от 22апреля 2022 г. N 220, которая подтверждает наличие в отделе безопасности СКО ВНГ РФ трех вакантных воинских должностей.
Однако эти должности Тменову В.Р. не были предложены необоснованно, поскольку ранее истец обращался к командованию с рапортом о своем согласии проходить военную службу на низших либо высших воинских должностях. При этом суд сослался на показания свидетеля Л.А. о том, что до подачи Тменовым В.Р. указанного рапорта на эти вакантных должности уже были подобраны другие кандидаты. Однако каких-либо иных доказательств, подтверждающих показания названного свидетеля, в материалах дела не содержится и командованием суду не представлено.
В письменных возражениях врио военного прокурора 55 военной прокуратуры просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпунктом "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" в случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов - в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.
В силу статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев, указанных в п. 4 данной статьи, в частности, в случаях нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением ОШМ - не более шести месяцев
При этом в силу пункта 6 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
Из анализа указанных правовых норм усматривается, что военнослужащий зачисляется в распоряжение для дальнейшего прохождения военной службы для подбора ему равной должности и назначения на нее или для назначения военнослужащего, с его согласия, на высшую или низшую должность.
Следовательно, принятию решения об увольнении военнослужащего по вышеуказанному основанию должны предшествовать действия командования по уточнению возможности его использования по военной службе.
По делу установлено, что подполковник Тменов В.Р, имеющий более 24 лет выслуги в календарном исчислении и свыше 34 лет в льготном исчислении, в период с 14 мая 2019 г. по 2 февраля 2021 г. проходил военную службу в должности старшего офицера направления отделения собственной безопасности (по территориальным органам Росгвардии) отдела собственной безопасности СКО ВНГ РФ.
Приказом Статс-секретаря - заместителя директора ФС ВНГ РФ - главнокомандующего ВНГ РФ от 2 февраля 2021 г. N "данные изъяты"-л/с Тменов В.Р. в связи с ОШМ освобожден от занимаемой воинской должности с зачислением в распоряжение командующего СКО ВНГ РФ, а приказом последнего от 5 марта 2021 г. N "данные изъяты" дсп-л/с зачислен в распоряжение командира войсковой части N.
26 марта 2021 г. Тменов В.Р. обратился к командованию с рапортом, в котором изъявил свое согласие проходить военную службу на низших либо высших воинских должностях.
Из справки начальника отдела кадров СКО ВНГ РФ от 22 апреля 2022 г. N 220 следует, что по состоянию на 26 марта 2021 г. в отделе собственной безопасности СКО ВНГ РФ имелись три вакантных воинских должности, на одну из которых в ноябре того же года назначен майор юстиции О.А.
Как пояснил в судебном заседании свидетель Л.А - заместитель начальника отдела собственной безопасности Управления Северо-Кавказским округом войск национальной гвардии России, на указанные вакантные воинские должности по состоянию на 26 марта 2021 г. уже были подобраны кандидаты, документы которых направлены вышестоящему командованию для проведения проверочных мероприятий и согласования.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованной в суде апелляционной инстанции докладной запиской начальника отдела собственной безопасности СКО ВНГ РФ от 7 июля 2022 г, согласно которой по состоянию на 26 марта 2022 г. в рамках проводимой работы по комплектованию отдела собственной безопасности на имевшиеся в отделе три вакантные должности (одна высшая и две низшие по отношению к ранее занимаемой Тменовым В.Р воинской должности) были подобраны кандидаты, документы которых находились на согласовании в ГУСБ Росгвардии.
28 июля 2021 г. в войсковую часть N поступило сообщение начальника отдела кадров СКО ВНГ РФ об отсутствии возможности разместить ТменоваВ.Р. в пределах ФС ВНГ РФ на воинских должностях соответствующих его ВУС, о чем последнему было доведено на заседании аттестационной комиссии войсковой части N от 30 июля 2021 г. После этого комиссией было принято решение ходатайствовать перед вышестоящим командованием о досрочном увольнении истца с военной службы в связи с ОШМ.
30 июля 2021 г. Тменов В.Р. обратился с рапортом о направлении его на освидетельствование военно-врачебной комиссией и на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
Как усматривается из выписок из приказов командира войсковой части N от 30 июля 2021 г. N 144 с/ч, от 2 декабря 2021 г. N 231 с/ч и от 16декабря 2021 г. N 241 с/ч, копии выписного эпикриза, а также копий листков освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, Тменов В.Р. в период с 31 июля по 16 декабря 2021 г. отсутствовал на службе по различным причинам (в связи с болезнью, прохождением военно-врачебной комиссии и нахождением в отпуске за 2021г.).
По прибытии в войсковую часть N Тменов В.Р. 17 декабря 2021 г. был приглашен на заседание аттестационной комиссии этой воинской части, где вновь был рассмотрен на предмет увольнения его с военной службы в связи с ОШМ.
В тот же день с истцом была проведена беседа, в ходе которой до него доведена выслуга лет, а также заключение военно-врачебной комиссии и рассмотрены иные вопросы, связанные с увольнением, после чего было направлено соответствующее представление к досрочному увольнению его с военной службы.
Приказом командующего СКО ВНГ РФ от 27 декабря 2021 г. N "данные изъяты" дсп-л/с Тменов В.Р. досрочно уволен с военной службы по подпункту "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и приказом командира войсковой части N от 30 декабря 2021 г. N 252 с/ч исключен из списков личного состава воинской части.
Как следует из сообщений командующего Южным округом ВНГ РФ от 20 июля 2021 г, командующего Центральным Оршанско-Хинганским Краснознаменным округом ВНГ РФ от 30 апреля 2021 г, командующего Восточным округом ВНГ РФ от 13 апреля 2021 г, командира войсковой части N от 19 апреля 2021 г, командующего Сибирским округом ВНГ РФ от 7апреля 2021 г, начальника ФГКВОУВО "Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ" от 3 апреля 2021 г, командующего Уральским округом ВНГ РФ от 6 апреля 2021 г, командующего Северо-Западным округом ВНГ РФ от 8 апреля 2021 г, начальника ФГКВОУВО "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт ВНГ" от 8 апреля 2021 г, начальника ФГКВОУВО "Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт ВНГ" от 6 апреля 2021 г, начальника ФГКВОУВО "Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева ВНГ" от 6 апреля 2021г. возможность разместить Тменова В.Р. на воинских должностях соответствующих его ВУС в пределах ФС ВНГ РФ отсутствует.
Не имелось соответствующих ВУС Тменова В.Р. вакантных воинских должностей и в войсковой части N, о чем указано в справке от 9 апреля 2022г. N10-69.
Поскольку после зачисления истца в распоряжение командованием были предприняты исчерпывающие меры по выявлению возможности дальнейшего его использования в пределах ФС ВНГ РФ, однако соответствующих вакантных воинских должностей не имелось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для досрочного увольнения Тменова В.Р. с военной службы в связи с ОШМ.
Довод апелляционной жалобы о том, что показания свидетеля Л.А опровергаются справкой от 22 апреля 2022 г. N 220, в которой отсутствуют сведения о наличии по состоянию на 26 марта 2021 г. кандидатов на имевшиеся в отделе три вакантные воинские должности, является ошибочным. Показания названного свидетеля в этой части дополняют приведенные в справке обстоятельства, которые также подтверждаются исследованной в суде апелляционной инстанции докладной запиской начальника отдела собственной безопасности СКО ВНГ РФ от 7 июля 2022 г.
В соответствии с пунктом 10.2. приказа Росгвардии от 1 ноября 2017 г. N461 "О реализации должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации отдельных полномочий по вопросам прохождения военной службы (службы)" право назначать на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно, в подразделениях собственной безопасности предоставлено первому заместителю директора и статс-секретарю.
Поэтому судом правильно установлено, что на дату представления истцом рапорта о его согласии проходить военную службу на низших либо высших воинских должностях, кандидаты на три имевшиеся в отделе собственной безопасности СКО ВНГ РФ вакантных воинских должности были уже подобраны и проходили соответствующие проверочные мероприятия в ГУСБ Росгвардии (г. Москва). При таких данных указанные воинские должности не могли быть предложены Тменову В.Р.
Иные доводы, содержащиеся в жалобе, сводятся к несогласию истца с вынесенным судебным решением и направлены на переоценку доказательств по делу, законность и обоснованность которых проверена судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2022г. по административному исковому заявлению Тменова Василия Руслановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.