Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3695
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока на решение от 24.06.2005 по делу N А51-13511/2004 8-422 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Владивостока "НЭ" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока о признании недействительным постановления от 24.08.2004 N 44.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "НЭ" (далее - МУП "НЭ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Владивостока (правопреемник - Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока; далее - инспекция, налоговый орган) от 24.08.2004 N 44 о взыскании налога и пеней за счет имущества предприятия.
Решением суда от 24.06.2005 требования заявителя удовлетворены на том основании, что налоговым органом не соблюдена процедура осуществления взыскания налога и пени за счет имущества налогоплательщика, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить состоявшееся по делу судебное решение и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что при вынесении оспариваемого решения им были соблюдены нормы налогового законодательства. Кроме того, выражает несогласие с выводами суда о том, что обязательным условием применения меры принудительного взыскания налога по статье 47 НК РФ является отзыв из банков инкассовых поручений.
Участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция установила следующее.
Материалами дела установлено, что инспекцией 24.08.2004 вынесено решение N 44 о взыскании в пределах сумм, указанных в требованиях, налога (сбора), пени за счет имущества налогоплательщика - организации в общей сумме 9424691,93 руб. В этот же день принято постановление N 44 о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика.
МУП "НЭ", считая принятое постановление незаконным, нарушающим его права и законные интересы как налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислять и уплачивать законно установленные налоги и сборы, определена законодателем в статьях 23 и 45 НК РФ. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложен в соответствии с требованиями статьи 32 НК РФ на налоговые органы.
Согласно пунктам 2 и 7 статьи 46 НК РФ, взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты налогов и соответствующих пеней. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ в пределах сумм, указанных в требовании, и с учетом сумм, взысканных в порядке статьи 46 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. При этом пунктом 7 статьи 46 НК РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Согласно же пунктам 1 и 4 статьи 45 НК РФ ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, а в дальнейшем - для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных статьями 46 и 47 НК РФ.
По общему смыслу положений пунктов 2-6 статьи 46 НК РФ недостаточность денежных средств на счетах налогоплательщика означает отсутствие на его счетах суммы, необходимой для исполнения банком инкассового поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд суммы налога и пеней, которые не уплачены налогоплательщиком в установленный в требовании налогового органа срок.
Следовательно, предусмотренное пунктом 1 статьи 47 НК РФ право налогового органа на взыскание налога и пеней за счет имущества налогоплательщика ограничено пределами сумм, указанных в требовании об уплате налога. Кроме того, налоговым органом должны быть учтены суммы, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. Основанием же для принятия такого решения является отсутствие на счетах налогоплательщика денежных средств или их недостаточность.
Согласно абзацу четвертому пункту 1 статьи 45 НК РФ обращение взыскания на денежные средства, имеющиеся на счетах в банках, и обращение взыскания на иное имущество рассматриваются как самостоятельные меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому вынесению постановления о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика должно предшествовать вынесение решения о взыскании недоимок за счет денежных средств на счетах в банках с соблюдением порядка его исполнения приведенного в статье 46 НК РФ, и если при этом налоговый орган располагает доказательствами, подтверждающими факт отсутствия у недоимщика денежных средств на банковских счетах или отсутствия информации о счетах такого налогоплательщика.
Из сопоставления пунктов 1 и 7 статьи 46 НК РФ следует вывод о том, что обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в порядке, изложенном в пунктах 2-6 этой статьи, производится только при условии наличия на счетах налогоплательщика достаточного для погашения задолженности количества денежных средств.
Если средств недостаточно налоговый орган вправе вынести последовательно постановления о принудительном исполнении обязанности по уплате налога: постановление об обращении взыскания на денежные средства, имеющиеся на счетах в банках, и постановление об обращении взыскания на иное имущество в части задолженности, на уплату которой денежных средств на счетах оказалось недостаточно.
Последовательность действий налогового органа по принудительному взысканию налогов определена статьями 46 и 47 НК РФ и предусматривает взыскание неуплаченного в срок налога по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление необходимых денежных средств со счетов организации - налогоплательщика. При этом решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, согласно статье 46 НК РФ, считается недействительным и исполнению не подлежит. В случае пропуска указанного срока бесспорное взыскание денежных средств не производится, но налоговый орган вправе обратиться в суд для принудительного взыскания налогов, как за счет денежных средств на счетах организации, так и иного имущества.
Таким образом, в силу пункта 7 статьи 46 и статьи 47 НК РФ обратить взыскание на иное имущество налогоплательщика возможно в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика - организации, но при условии соблюдения названного выше порядка, установленного статьей 46 НК РФ. Поэтому выводы суда в данной части признаются правильными.
В тоже время, выводы суда о необходимости отзыва инкассовых распоряжений для предотвращения двойного взыскания одних и тех же сумм являются ошибочными, поскольку нарушается баланс публичного и частного интересов. При толковании норм права учет последнего обязателен. Согласно нормам законодательства о налогах и сборах налогоплательщик имеет реальную возможность исключить нежелательные для себя имущественные последствия такого двойного взыскания.
Статья 79 НК РФ закрепляет право налогоплательщика на возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пеней.
Возложение же на налоговый орган обязанностей, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с частью 2 статьи 4 НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2003 был утвержден Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Исходя из положений Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.09.2003 N АС-3-29/486 в пункт 12 порядка внесено изменение, которое предусматривает, что в случае принятия решения об обращении взыскания на иное имущество налоговый орган доводит до банка решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и приостанавливает действие инкассовых поручений в отношении счетов, по которым не были приостановлены операции.
В соответствии с положениями пунктов 2.2 и 2.8 Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов (утвержден совместным Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства юстиции Российской Федерации N ВГ-3-10/265/215 от 25.07.2000) возможность двойного взыскания задолженности по налогам исключена.
Таким образом, отзыв инкассовых поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества, а само наличие инкассовых поручений, выставленных к счету налогоплательщика, не может быть основанием для признания этого решения (постановления) недействительным.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом принимались решения о взыскании налога и пени за счет денежных средств предприятия на счетах в банках в части предъявленных требований об уплате налога и пени (т.т. 1, 2, 4). Однако суд, рассматривая по существу спор, не проверил в этой части соблюдение налоговым органом порядка (процедуры) взыскания налога и пени, как это установлено статьями 46 и 47 НК РФ, признав оспариваемое постановление налогового органа в полном объеме недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда от 24.06.2005 нельзя признать законным, и поэтому оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо полно исследовать представленные в деле доказательства и с учетом правильного применения норм налогового законодательства решить спорные правоотношения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.06.2005 по делу N А51-13511/2004 8-422 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3695
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании