Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3982
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Минфина РФ: Петренко В.А. - представитель по доверенности б/н от 27.01.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 22.06.2005, постановление от 29.08.2005 по делу N А73-7183/2004-27 (АИ-1/950/05-7) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление" к Войсковой части N 86751, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, 3-е лицо: Финансовый отдел администрации Ванинского района о взыскании 73062 рублей 93 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2005 года Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к войсковой части N 86751, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 73062 рублей 93 копеек убытков в связи с предоставлением льгот отдельной категории граждан.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Финансовый отдел администрации Ванинского района.
Решением суда от 22.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2005, иск удовлетворен в сумме 28414 руб. 52 коп. за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ. В остальной части иска отказано за пропуском срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиками.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой заявитель просит отменить судебные акты и в иске по отношению к нему отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в материально-правовых отношениях с истцом состоит войсковая часть N 85671, не исполнившая свои обязательства по договору от 08.01.2003, заключенному с истцом. Поэтому, Минфин РФ при наличии оснований может нести ответственность по долгам войсковой части N 85671 только от имени собственника имущества в порядке субсидиарной ответственности.
Указывает на то, что по ведомственной классификации расходов федерального бюджета на 2003, 2004, 2005 годы денежные средства на обеспечение деятельности воинских частей Минобороны предусмотрены по 187 главе расходов федерального бюджета - по смете Министерства обороны РФ, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета. Минфин РФ не является главным распорядителем средств для воинских частей, поэтому, считает заявитель, не может выступать ответчиком по данному делу.
Также ссылается на то, что денежные средства на реализацию льгот медицинским сотрудникам в сельской местности, состоящим в штате федеральных учреждений, в федеральном бюджете отдельной целевой строкой не закладывались. Следовательно, взыскание денежных средств сверх предусмотренных бюджетом осуществлено быть не может на основании ст. 1069 ГК РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители других лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, МУП ЖЭУ п. Октябрьский во исполнение договора от 01.01.2003, заключенного с войсковой частью 86751, в период с 2000 по 2004 годы при оплате за жилищно-коммунальные услуги, оказанные медицинским работникам войсковой части N 86751, учитывало льготу в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках".
Факт предоставления льгот подтверждается находящимися в деле списками медработников, счетами-фактурами, актом сверки, подписанным сторонами, и не оспаривается ими.
Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере, послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Согласно пункту 10 названного выше Постановления, квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
Эта же льгота предусматривалась статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, статьей 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1, которая должна предоставляться местными органами государственной власти. Порядок возмещения названных расходов данные законы не содержат.
Судом установлено, что до 2003 года в федеральном бюджете расходы на реализацию Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан не предусматривались и бюджету Хабаровского края не передавались.
Кроме того, в 2002 году целевым назначением не направлялись из федерального бюджета бюджету субъекта РФ и денежные средства для компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам на селе.
В соответствии со статьей 58 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в 2003 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 1691778,0 тыс. рублей выделяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставлении бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказу Минфина РФ от 25.07.2003, реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетов на соответствующий год.
В 2003 году из федерального бюджета Хабаровскому краю выделены субсидии отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских местностях, в сумме 24831600 руб., из которых Ванинскому району направлено 3169410 руб. Однако, указанных средств оказалось недостаточно для покрытия потребности района.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
В соответствии со ст. 12 и ст. 132 Конституции РФ, с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено, что бесплатным жильем и льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг должны обеспечивать местные органы государственной власти.
Однако, компенсировать расходы по содержанию и оплате льгот могут, как указано выше, муниципальные образования только в пределах денежных средств, выделенных вышестоящим бюджетом для этих целей.
Правильно решен вопрос и об отсутствии ответственности в отношении Министерства финансов Хабаровского края, так как согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться и за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытки, возникшие у него вследствие предоставления льгот медицинским работникам войсковой части N 86751 по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 2002 года по апрель 2003 года, отказав в остальной части иска за пропуском трехгодичного срока исковой давности.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.06.2005 и постановление от 29.08.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7183/2004-27 (АИ-1/950/05-7) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3982
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании