Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2005 г. N Ф03-А04/05-2/3997
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Лесопромышленная холдинговая компания "А" на решение от 01.07.2005 по делу N А04-2465/05-1/203 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению открытого акционерного общества Лесопромышленная холдинговая компания "А" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Амурской области о признании недействительным решения налогового органа.
Резолютивная часть постановления от 07 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2005 года.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество Лесопромышленная холдинговая компания "А" (далее - ОАО "А") с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Амурской области о признании недействительным решения от 20.04.2005 N 1742.
Решением от 01.07.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. При разрешении спора суд пришел к выводу, что в ходе камеральной проверки налоговый орган правомерно истребовал у ОАО "А" необходимые документы.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "А" предлагает отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы заявитель сослался на пункт 1 ст. 172 НК РФ, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату СУММ налога. Предоставление других документов для подтверждения права на получение заявленного налогового вычета статьей 172 НК РФ, как и всей Главой 21 Кодекса, не предусмотрено.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что в соответствии с положением статей 88 и 93 НК РФ налоговый орган вправе требовать представление документов лишь в случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащихся в представленных документах.
Поскольку в требовании налогового органа о представлении документов от 21.03.2005 отсутствуют указания на наличие ошибок и противоречий в проверяемой налоговой декларации, то заявитель жалобы считает, что истребование документов по существу направлено на проведение сплошной проверки всех первичных документов и бухгалтерского учета. Сплошная проверка первичных документов характерна для выездной налоговой проверки и никаким образом не согласуется с целью проведения камеральной проверки. Камеральная проверка не может подменять собой выездную налоговую проверку, так как будет нарушена норма статьи 87 НК РФ, установленная в защиту прав налогоплательщиков и предусматривающая запрет на проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам.
Заявитель жалобы считает, что в соответствии с положением подпункта 11 п. 1 ст. 21 НК РФ ОАО "А" не обязано представлять документы и давать объяснения по незаконным требованиям налогового органа.
Кроме того, отказывая в представлении документов, относящихся ко всей хозяйственной деятельности предприятия, общество руководствовалось разъяснениями советника налоговой службы РФ III ранга Горленко И.И., данными в газете "Учет, налоги, право" N 37 за октябрь 2004 года, что, по мнению заявителя жалобы, освобождает общество от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Налоговый орган отзыв на жалобу не представил. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки декларации ОАО "А" по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года в целях подтверждения правильности исчисления и уплаты налога обществу были направлены требованиями о предоставлении документов от 25.02.2005 N 321-15, N 323-15, от 21.03.2005 N 730-15, N 733-15, N 734-15, от 25.03.2005 N 842-15.
По требованиям от 21.03.2005 N 730-15, N 734-15 документы в количестве 19 штук общество не представило, сообщив письмом от 23.03.2005, что истребование и проверка данных документов возможна лишь при проведении выездной налоговой проверки.
Решением от 20.04.2005 N 1742 ОАО "А" привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 950 руб. по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 126 НК РФ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ОАО "А" в удовлетворении заявленных требований, так как в рассматриваемом случае налоговый орган истребовал у налогоплательщика дополнительные документы в соответствии со статьей 88 НК РФ - для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за декабрь 2004 года.
Таким образом, заявитель обязан был в полном объеме представить все запрошенные налоговой инспекцией документы.
Довод заявителя жалобы о том, что в силу подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ общество не может быть привлечено к ответственности, так как действовало в соответствии с разъяснениями должностного лица налогового органа, является несостоятельным, поскольку судом установлено, что в ходе камеральной проверки у налогоплательщика истребовались лишь документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за декабрь 2004 года.
Кроме того, согласно действующему законодательству с 01.08.2004 налоговые органы не вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Данная обязанность возложена на финансовые органы и другие уполномоченные государственные органы, а также на их должностных лиц в пределах их компетенции при наличии соответствующих документов этих органов.
В газете "Учет, налоги, право" N 37 за октябрь 2004 года не указана должность и полномочия автора, следовательно, данные им разъяснения не соответствуют требованию подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.07.2005, с учетом определения от 08.07.2005, по делу N А04-2465/05-1/203 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Общество привлечено к налоговой ответственности в связи с непредставлением истребуемых документов, запрошенных в ходе камеральной проверки.
В своем заявлении в суд общество сослалось на то, что при непредставлении документов оно руководствовалось разъяснениями сотрудника налогового органа, опубликованными в газете.
Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе общества федеральный арбитражный суд указал, что налоговые органы не вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Данная обязанность возложена на финансовые органы и другие уполномоченные государственные органы, а также на их должностных лиц в пределах их компетенции при наличии соответствующих документов этих органов.
В опубликованной статье, на которую ссылается общество, не указана должность и полномочия автора, следовательно, данные им разъяснения не соответствуют требованию подп.3 п.1 ст.111 НК РФ.
Таким образом, действия налогового органа по наложению штрафных санкций правомерны.
Учитывая вышеизложенное, федеральный арбитражный суд оставил кассационную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2005 г. N Ф03-А04/05-2/3997
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании