Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 декабря 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3844
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "В" - Попельницкая Н.Н., представитель по доверенности от 25.02.2004 б/н; Четверкина Н.Г., представитель по доверенности от 15.11.2005 б/н, от ИФНС России по Первореченскому району города Владивостока - Виговская С.Н., представитель по доверенности от 15.03.2005 N 7 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району города Владивостока на решение от 25.07.2005 по делу N А51-6255/2005 20-216 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "В" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району города Владивостока о признании недействительными решений от 06.05.2005 N 198-р и 196-р в части доначисления налогов и соответствующих пеней и штрафов.
Резолютивная часть постановления от 30 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2005 года.
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыва судебное заседание продолжено.
Открытое акционерное общество "В" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решений от 06.05.2005 N 198-р в полном объеме и 196-р в части доначисления НДС и соразмерно пеней и налоговых санкций, вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первореченскому району города Владивостока (далее - налоговый орган).
Решением суда от 25.07.2005 заявленные требования удовлетворены полностью. Суд пришел к выводу о наличии у общества оснований для применения налоговых вычетов и уменьшения облагаемого налогом на прибыль дохода, в связи с чем налоговый орган безосновательно доначислил налог на добавленную стоимость и налог на прибыль соразмерно ему пени и привлек общество к налоговой ответственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой указывает на неправильное применение судом норм налогового законодательства, что повлекло ошибочный вывод о несоответствии закону оспариваемых решений, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование своих доводов, поддержанных представителем заявителя, налоговый орган ссылается на установленные статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основания, соблюдения которых при заполнении счетов-фактур предоставляет право налогоплательщику претендовать на получение налогового вычета по НДС. По мнению заявителя, материалами дела подтверждено, что счета-фактуры выставлены с нарушением установленного названной нормой права порядка, поэтому не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю несуществующими продавцами товаро-материальных ценностей сумм налога к вычету. В этой связи в жалобе также приведены доводы о том, что противоречит статье 252 НК РФ вывод суда относительно подтверждения обществом надлежаще оформленными документами расходов, уменьшающих налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Отзыв на жалобу не поступил, но принимавшие участие в заседании суда кассационной инстанции представители общества возражали против удовлетворения жалобы и просили оставить решения суда без изменения.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив законность судебного решения, суд кассационной инстанции находит жалобу обоснованной.
Из материалов дела следует, что налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки общества, в том числе, по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на прибыль за период с 01.04.2001 по 31.12.2003, налога на добавленную стоимость за период 2001-2004 годов выявлены нарушения, повлекшие занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 год и неправомерно предъявленный к вычету за этот же период налог на добавленную стоимость. Результаты проверки зафиксированы в актах от 08.04.2001 N 196 и N 198, на основании которых вынесены решения о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Решением от 06.05.2005 N 196-р обществу вменено неправомерное применение налоговых вычетов по НДС по материальным ценностям, приобретенным у поставщиков ООО "Лидер - СТМ" и ООО "Дальпродторг". К такому выводу налоговый орган пришел исходя из результатов встречных налоговых проверок названных поставщиков, и, как было установлено, по юридическому и исполнительному адресам они не находятся, налоговую отчетность в налоговые органы не представляют, а в счетах-фактурах, выставленных поставщиком - ООО "Дальпродторг", использовалось факсимильное воспроизведение подписи руководителя этого общества. Поэтому при установленном нарушении норм НК РФ вышеназванным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 144013 руб., а также предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 720064 руб.
Решением N 198-р к обществу применена налоговая санкция по этой же норме права за неполную уплату налога на прибыль в сумме 55174 руб. и доначислены к уплате налог в сумме 275869 руб., причитающиеся пени. В обоснование своего решения налоговый орган указал на неправомерное включение в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации товаров, расходы по сделкам с приведенными выше поставщиками общества, так как такие затраты по причине отсутствия юридических лиц не являются документально подтвержденными и не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Проверяя по заявлению общества правомерность привлечения его к налоговой ответственности оспариваемыми решениями, доначисления налогов и пени, суд согласился с позицией налогоплательщика о неправомерных действиях налогового органа, посчитав общество добросовестным налогоплательщиком при наличии в материалах дела доказательств недостоверности сведений, указанных в проверенных и исследованных счетах-фактурах, выставленных поставщиками.
Выводы суда относительно рассмотренных требований о законности решения N 196-р ошибочны, основаны на неправильном применении положений главы 21 НК РФ.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 этого же Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, счет-фактура является, в том числе основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. При этом в силу статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога к вычету или возмещению. Следовательно, счет-фактура является доказательством, которым налогоплательщик обосновывает свое право на налоговые вычеты, и должна достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодатель связывает налоговые последствия. Право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика, если достоверность сведений, указанных в пунктах 5, 6 статьи 169 НК РФ и отраженных в счетах-фактурах, не вызывает сомнений.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, в нарушение вышеназванной нормы права общество при предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость за приобретенные материальные ценности представило в налоговый орган счета-фактуры, содержащие недостоверные сведения.
К недостоверности сведений налоговый орган обоснованно отнес неправильное указание в счетах-фактурах адресов поставщиков по причине фактического отсутствия поставщиков, выставление счетов-фактур с использованием факсимильного воспроизведения подписей, учреждение ООО "Дальпродторг" по утерянному паспорту физического лица, но указываемого в учредительных документах этого общества как учредитель юридического лица.
Таким образом, из анализа выше приведенных норм НК РФ следует, что обязанность по составлению счетов-фактур с указанием достоверных сведений в объеме, предусмотренном пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, возлагается на поставщика (продавца). Вместе с тем из пункта 2 указанной нормы следует, что при несоблюдении требований пунктов 5 и 6 негативные последствия наступают не только у поставщика (продавца), но и у покупателя, так как в соответствии со статьей 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, фактически уплаченными за поступившие материальные ресурсы.
Принимая во внимание изложенное, у суда отсутствовали основания для признания недействительным решения налогового органа от 06.05.2005 N 196-р, поэтому судебный акт в данной части подлежит отмене, а требования общества - оставлению без удовлетворения.
Вместе с тем нельзя согласиться с утверждением налогового органа согласно его решению N 198-р в части непринятия расходов при проверке правильности исчисления налога на прибыль, в котором он сослался на те же нарушения, установленные по налогу на добавленную стоимость, поскольку порядок определения налогооблагаемых баз по этому налогу и налогу на прибыль различен, а применение доказательств по аналогии к разным налогам недопустимо.
Статьей 247 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций".
В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, каковыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При возникшей спорной ситуации выяснению подлежал вопрос о фактически произведенных расходах общества, в том числе и о порядке расчетов (безналичным путем или наличными денежными средствами), подтвержденных надлежащими документами.
Определение расчетным путем суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, производится на основании данных о доходах и расходах. При невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться соответствующим правилом, предусмотренном пунктом 7 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, создающим дополнительные гарантии прав налогоплательщика и обеспечивающим баланс публичных и частных интересов.
Таким образом, в дополнительной проверке нуждаются доводы общества и возражения налогового органа в части выводов суда о законности решения N 198-р, в связи с чем в названной части дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует установить правомерность доначисления налога на прибыль, пеней, применения налоговой ответственности по правилам вышеприведенных норм НК РФ, предоставляющих налоговым законодательством налоговому органу прав в рамках налоговой проверки при наличии надлежащих доказательств о фактически произведенных расходах, проверить правильность определения налоговой базы по налогу на прибыль.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине разрешить при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.07.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6255/2005 20-216 отменить. В удовлетворении требований открытого акционерного общества "В" о признании недействительным решения от 06.05.2005 N 196-р Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району города Владивостока отказать. В остальной части дело направить на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3844
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании