Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А04/05-1/4294
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 14.09.2005 по делу N А04-1042/05-15/58 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального учреждения "Служба заказчика" администрации Константиновского района к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Финансовый отдел администрации Константиновского района, Финансовый департамент администрации Амурской области, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 21", о взыскании 424483 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2005 года.
Муниципальное учреждение "Служба заказчика" администрации Константиновского района обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 424483 руб., возникших в результате предоставления льгот в период с 01.01.2000 по 31.12.2004 по оплате жилья и коммунальных услуг отдельной категории граждан в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГОУ НПО "Профессиональное училище N 21", Финансовый департамент администрации Амурской области, Финансовый отдел администрации Константиновского района.
Решением от 14.09.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом РФ "Об образовании", выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 14.09.2005, Управление федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, надлежащим ответчиком по делу в соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ является главный распорядитель средств федерального бюджета - Министерство образования РФ.
Указывает на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание нормы статей 8, 11, 12, 15, 124-125 Гражданского кодекса РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого по делу решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУ "Служба заказчика" администрации Константиновского района во исполнение договоров от 17.12.1999, 20.12.2000, 20.12.2001, 20.12.2002, заключенных с ГОУ "Профессиональное училище N 21", предоставило за счет собственных средств льготы педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных Законом РФ "Об образовании" на сумму 424483 руб.
В связи с невозмещением органами государственной власти и органами местного самоуправления истцу указанных расходов у последнего образовались убытки, о взыскании которых заявлены настоящие требования в порядке статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, поселках городского типа, на основании статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) предоставляются бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
Статьей 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе ФЗ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказом Минфина РФ от 25.07.2003 установлено, что реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Пункт 3 указанных Правил предусматривает, что Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартальных предоставляемых субъектами Федерации отчетов о фактически произведенных на указанные выше цели расходах.
Как следует из материалов дела, денежные средства из федерального бюджета в распоряжение Амурской области и Константиновского района на компенсацию расходов истца в связи с предоставлением льгот на основании пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" работникам ГОУ "Профессиональное училище N 21" в период с 2000 по 2004 годов в необходимом объеме не поступали.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление согласно пункту 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 является Министерство финансов РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Константиновского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 424483 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.09.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1042/05-15/58 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А04/05-1/4294
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании