Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-1/3825
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Главного финуправления Сахалинской области: Петрова В.М. - представитель по доверенности N 19-15/01 от 11.01.2005; Минфина РФ: Хлудина О.В. - представитель по доверенности N 16юр-174 от 11.01.05, от третьего лица: Бондарчук И.В. - представитель по доверенности N 2-Д от 28.05.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 17.05.2005, постановление от 29.07.2005 по делу N А59-1230/04-С16 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Морфлот" к муниципальному образованию "Холмский район" в лице администрации, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ, 3-е лицо: финансовое управление МО "Холмский район" о взыскании 4500972,06 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Морфлот" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к муниципальному образованию "Холмский район" в лице администрации, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ о взыскании 4500972,06 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением истцом в 2003 году гражданам, имеющим на это право, субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено финансовое управление МО "Холмский район".
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ неоднократно уточнял размер исковых требований и в итоге просил взыскать 1205155 руб. 28 коп. за счет казны РФ в лице Минфина РФ, 2238145 руб. 52 коп. за счет казны Сахалинской области в лице Главного финуправления Сахалинской области.
Решением суда от 17.05.2005 с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу МУП "Морфлот" взыскано 3443300,46 руб. со ссылкой на то, что из федерального бюджета субъекту РФ на погашение расходов по выплатам субсидий в спорный период выделено меньше, чем предусмотрено законом
Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2005 решение от 17.05.2005 изменено. С Минфина РФ за счет средств казны РФ в пользу МУП "Морфлот" взыскано 1205155 руб. 28 коп., поскольку суд первой инстанции в нарушение ст. 49 АПК РФ вышел за рамки исковых требований.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, в которой оно просит отменить решение и постановление как вынесенные с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, из федерального бюджета финансируются те расходы, которые необходимы и достаточны для реализации полномочий, отнесенных ст. 71 Конституции РФ к предмету исключительного ведения РФ.
Указывает на отсутствие своей вины, поскольку запланированные в федеральном бюджете денежные средства полностью переданы в бюджеты субъектов РФ, в том числе Сахалинской области.
МУП "Морфлот" и Главное финуправление Сахалинской области с жалобой не согласились по основаниям, изложенным в представленных ими отзывах.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, а также возражения по ней, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судом, МУП "Морфлот" в 2003 году в силу Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" при осуществлении расчетов за жилищно-коммунальные услуги предоставило субсидии малообеспеченным гражданам, проживающим в Холмском районе.
Не компенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. 06.05.2003), статьей 15.4 которого определено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в ред. от 21.01.2003) рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на указанные цели.
На основании статьи 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" денежные средства в сумме 5000 млн. руб. распределены по субъектам исходя из среднего уровня возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальный услуг в размере 20%.
Правительство Российской Федерации в постановлении от 01.04.2003 N 173 "О правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" установило уровень дотаций на выплату субсидий по субъектам Российской Федерации. Для Сахалинской области этот уровень определен в размере 35%.
Судом установлено, что за счет средств, поступающих из федерального бюджета, Сахалинской области предусмотрено 188386 тыс. рублей дотаций на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Из указанной суммы 42841600 руб. направлено на окончательный расчет за 2002 год, что подтверждается уведомлением N 359 от 20.05.2003 (т. 5 л.д. 82). Следовательно, в спорный период между муниципальными образованиями распределено 145544400 руб., в том числе Холмскому району выделено 12593 тыс. руб.
Кроме того, в областном бюджете на указанные цели предусмотрено 17538 тыс. руб., в бюджете МО "Холмский район" 13791 тыс. руб.
Таким образом, судом правомерно установлено недофинансирование в спорный период из федерального бюджета, исследованы и надлежащим образом оценены все обстоятельства дела, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены постановлении апелляционной инстанции от 29.07.2005 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 29.07.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1230/04-С16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2005 г. N Ф03-А59/05-1/3825
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании