Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/3663
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: УФНС администрации КАО - Гаврилов В.В. представитель по доверенности б/н от 14.11.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Корякскому автономному округу на решение от 27.06.2005 по делу N А24-883/04-06 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" к Департаменту финансов и налоговых сборов Администрации Корякского автономного округа, Министерству финансов РФ, Администрации Корякского автономного округа, Администрации Паланского районного муниципального образования о взыскании 434700 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Департаменту финансов и налоговых сборов Администрации Корякского автономного округа (после реорганизации - Управление финансов, налогов и сборов администрации КАО), Министерству финансов РФ, Администрации Корякского автономного округа, Администрации Паланского районного муниципального образования о взыскании 362646 рублей 45 копеек (с учетом уточнения искового требования), составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате электроэнергии с января по апрель 2003 года.
Решением суда от 27.06.2005 с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Камчатскэнерго" взысканы убытки в сумме 181323 руб. 23 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В остальной части иска отказано, поскольку истцом ошибочно включена в сумму иска полная стоимость электроэнергии вместо 50-ти процентов, подлежащих компенсации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Корякскому автономному округу.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом ст. 1069 ГК РФ, а также на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", которым предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Из жалобы следует также, что из федерального бюджета региону выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" (Закон Корякского автономного округа от 21.02.2003 N 189-ОЗ "О бюджете Корякского автономного округа на 2003 год").
Истец доводы заявителя кассационной жалобы не поддержал по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Истец в течение 2003 года во исполнение договора от 20.03.2003 N 13, заключенного с Администрацией МО п. Палана, предоставлял ветеранам льготы по оплате электроэнергии, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Сумма некомпенсированных ОАО "Камчатскэнерго" выпадающих доходов составила 181323 руб. 23 коп.
Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования п. Палана, поскольку денежные средства на финансирование спорных расходов данному лицу в достаточном количестве не выделены.
При этом суд руководствовался пунктом 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154, согласно которому органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Аналогичный принцип закреплен и в других нормативных актах, а именно: Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Таким образом, судом первой инстанции правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных истцом при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 определено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Корякского автономного округа не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 24.12.2002.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Законом КАО от 21.01.2003 N 189-ОЗ "О бюджете Корякского автономного округа на 2003 год" предусмотрена передача муниципальным образованиям денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах".
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не является недостаточным для компенсации расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При указанных обстоятельствах взыскание за счет Казны Российской Федерации в лице Минфина РФ соответствует статьям 165-167, 171 Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, решение от 27.06.2005 является законным и обоснованным, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.06.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-883/04-06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/3663
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании