Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4561
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 18.07.2005, постановление от 19.09.2005 по делу N А51-6781/04 19-171 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Жилищно-коммунальное хозяйство" к Администрации МО г. Владивостока, Финансовому управлению администрации МО г. Владивостока, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 18310 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 17 января 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока "Жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации МО г. Владивостока, Финансовому управлению администрации МО г. Владивостока, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 854707 рублей задолженности по договорам N 06-162/02 от 26.06.2002 и N 3-06-27/04 от 08.01.2004.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владивостока.
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать 303700 руб. 27 коп., из них 285410 руб. 27 коп. задолженности по платежам населения и компенсации льгот, предоставленных населению в соответствии с постановлениями администрации г. Владивостока NN 874, 673, 494Р и договорами N 06-162/02 от 26.06.2002 и N 3-06-27/04 от 08.01.2004, 18310 руб. - убытков, возникших в результате реализации ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и "О реабилитации жертв политических репрессий".
Определением от 06.12.2004 суд выделил в отдельное производство исковые требования истца о взыскании 285410 руб. задолженности.
В связи с частичным погашением задолженности истец уменьшил сумму исковых требований до 16162 руб., связанных с реализацией ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением от 18.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на то, что субъект РФ и муниципальное образование не были обеспечены в полном объеме финансовыми средствами для возмещения расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю, в которой оно просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Также, заявитель ссылается на недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период и права на льготу у лиц в соответствии с законодательством РФ.
От истца поступил отзыв на кассационную жалобу об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, а также ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает жалобу необоснованной.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, МУП г. Владивостока "ЖКХ" в феврале 2004 года на основании договора от 08.01.2004 N 3-06-27/04, заключенного с администрацией МО г. Владивостока, предоставило льготы реабилитированным лицам по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет собственных средств.
Сумма некомпенсированных МУП г. Владивостока "ЖКХ" выпадающих доходов составила 16162 руб.
В качестве доказательств предоставления истцом льгот судом исследовались списки граждан, которым эти льготы предоставлялись с указанием фамилий, имен, отчеств, места жительства, квитанции, выставленные для оплаты за февраль 2004 года, отчет о сумме предоставленных льгот за февраль 2004 года.
Поэтому доводы заявителя жалобы о недоказанности истцом указанной суммы судом кассационной инстанции откланяются.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 16 и 17 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", предусматривающих для лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы льготу по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которой и порядок выплаты денежных компенсаций устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.
Судом установлено, что средства, перечисленные Приморскому краю из Фонда компенсаций федерального бюджета в соответствии с ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в размере 21777 тыс. руб., распределены субъектом РФ по муниципальным образованиям для расчетов с поставщиками услуг (в том числе городу Владивостоку перечислено 2346 тыс. руб.).
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Ввиду того, что органы власти Российской Федерации не обеспечили финансовыми средствами в полном объеме исполнение Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", то Арбитражный суд Приморского края правомерно возместил истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в Арбитражном суде Приморского края, им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.07.2005 и постановление от 19.09.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6781/04 19-171 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4561
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании