Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 января 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4546
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Камчатской области на решение от 14.06.2005, постановление от 20.09.2005 по делу N А24-6118/04-17 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Камчатской области, 3-и лица: государственное учреждение "Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий", Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области, о взыскании 199120 руб. 20 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 17 января 2006 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Камчатской области о взыскании 199120 руб. 20 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам по оплате проезда железнодорожным транспортом на территории Камчатской области в период с января по сентябрь 2004 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены государственное учреждение "Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий", Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области.
Решением суда от 14.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 N 181, ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5, выделялись не в полном объеме.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Камчатской области, считающего его необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, денежные средства, выделенные Камчатской области в 2004 году из федерального бюджета, доведены в полном объеме.
Поскольку истцом не доказаны вина государственных органов и наличие причинной связи между их действиями и возникновением убытков у истца, то, по утверждению заявителя, суд необоснованно применил к рассматриваемому случаю статью 1069 ГК РФ.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что данное дело не могло быть рассмотрено в Арбитражном суде Камчатской области, а подлежало передаче в Арбитражный суд г. Москвы по месту нахождения ответчика - Минфина РФ, поскольку УФК Минфина РФ по Камчатской области является представителем ответчика.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает жалобу несостоятельной.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Российские железные дороги" в период с января по сентябрь 2004 года предоставило льготы за счет собственных средств по перевозке отдельных категорий граждан в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах" на сумму 199120 руб. 20 коп.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Арбитражный суд Камчатской области на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно взыскал убытки, образовавшиеся у истца в связи с предоставлением льгот, с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату проезда на железнодорожном транспорте возмещаются за счет средств федерального бюджета. В части 2 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что порядок возмещения расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 14.12.2000 N 946 Правительство Российской Федерации утвердило Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов. Действие Правил продлено на 2004 год.
Правилами предусмотрено, что финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставлено право бесплатного проезда во всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Статьей 4 названного закона установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Действие Порядка продлено на 2002-2004 годы.
Порядком определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Пунктом 4 ст. 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Судом из представленных в материалы документов установлено, что на реализацию Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Камчатской области перечислено из средств федерального бюджета 435000 руб. и 8400 тыс. руб. соответственно.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект финансовыми средствами в полном объеме для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах", арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
Вопрос о нарушении правил подсудности при рассмотрении данного дела Арбитражным судом Камчатской области выяснялся в суде обеих инстанций и судом дана этому правильная оценка.
Судом правильно установлено, что на момент предъявления иска органы Федерального казначейства входили в систему органов Министерства финансов.
В силу пункта 1 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.06.2004 и постановление от 20.09.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-6118/04-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4546
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании