Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4772
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 11.08.2005, постановление от 01.11.2005 по делу N А51-3571/2005 7-75 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" к Администрации муниципального образования Лазовский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо: Финансовое управление администрации муниципального образования Лазовский район о взыскании 72150,54 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 24 января 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Лазовский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 72150,54 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате электроэнергии в период с октября по декабрь 2004 года в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Решением от 11.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2005, исковые требования удовлетворены в сумме 72150,54 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением от 11.08.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела установлено, между ОАО "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" и Администрацией МО Лазовский район заключен договор N 1, которым стороны определили порядок компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию гражданам, имеющим право на получение их в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Во исполнение указанного договора в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в период с октября по декабрь 2004 года предоставило гражданам, имеющим согласно названному Закону право на 50% скидку, льготы по оплате электроэнергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец понес убытки в сумме 72150,54 руб., не возмещенные государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо-газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждались, так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию льгот, понесенных в связи с предоставлением электроэнергии в бюджет МО Лазовский район запланировано и выделено в виде субвенций на сумму 3383 тыс. руб. на реализацию ФЗ "О ветеранах".
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Лазовского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 72150,54 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.08.2005, постановление апелляционной инстанции от 01.11.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3571/2005 7-75 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждались, так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию льгот, понесенных в связи с предоставлением электроэнергии в бюджет МО Лазовский район запланировано и выделено в виде субвенций на сумму 3383 тыс. руб. на реализацию ФЗ "О ветеранах".
...
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Лазовского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 72150,54 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4772
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании