Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 января 2006 г. N Ф03-А04/05-1/4623
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 20.10.2005 по делу N А04-7003/05-6/237 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" к Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому отделу Администрации Октябрьского района, Администрации Октябрьского района, Финансовому департаменту Амурской области о взыскании 40533 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 17 января 2006 года.
Открытое акционерное общество "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому отделу Администрации Октябрьского района, Администрации Октябрьского района, Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 40533 руб., расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2004 году в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 40441,75 руб.
Решением от 20.10.2005 исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением от 20.10.2005, Управление федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Указывает на то, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, поэтому социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации, а согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, финансируемым совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов.
Заявитель жалобы указывает на недоказанность наличия условий, при которых согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году предоставило льготы по оплате коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение, на общую сумму 40441,75 руб.
Размер понесенных истцом расходов за указанный период подтверждается актами сверки, подписанными истцом и финансовым отделом администрации Октябрьского района, первичными документами о предоставлении льгот гражданам.
Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд правомерно руководствовался указанным законодательством.
Статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Пунктом 4 статьи 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий целевым назначением.
Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Амурской области предусмотрено выделение 146901 тыс. руб., из них Октябрьскому району выделено - 1861 тыс. руб., потребность денежных средств по Октябрьскому району составила 4976 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет октябрьского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 40441,75 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.10.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-7003/05-6/237 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2006 г. N Ф03-А04/05-1/4623
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании