Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4421
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 12.07.2005, постановление от 21.09.2005 по делу N А51-9798/05 36-210 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Спасское МТСП" к Администрации МО г. Спасск-Дальний, Финансовому управлению Администрации МО г. Спасска-Дальнего, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморкому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации Приморского края о взыскании 440206 руб. 56 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2006. Полный текст постановления изготовлен 17.01.2006.
Открытое акционерное общество "Спасское МТСП" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО г. Спасск-Дальний, Финансовму департаменту администрации Приморского края, Финансовому управлению МО г. Спасск-Дальний, Министерству финансов РФ, Администрации Приморского края о взыскании 440206 руб. 56 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с мая, июнь, август-декабрь 2003 гражданам льгот по приобретению и доставке твердого топлива, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 12.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2005, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета, а также неприменение положений постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", согласно которым государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот по коммунальным услугам переданы на муниципальный уровень.
В судебное заседание кассационной инстанции представители ответчика, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О ветеранах" и во исполнение договора, заключенного с Администрацией муниципального образования г. Спасск-Дальний, за счет собственных средств предоставил за период май, июнь, август-декабрь 2003 г. гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате за приобретенное доставленное твердое топливо на сумму 440206 руб. 56 коп.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления за счет соответствующих бюджетов его расходов в указанной сумме, заявлены настоящие исковые требования.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Указанная статья предусматривает также учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом, порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону
Исходя из главы VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались, как не предусмотренные Законом "О федеральном бюджете на 2003 год".
Наряду с этим, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на сумму 464774 тыс. руб., в том числе МО Спасск-Дальний на реализацию топлива ветеранам в размере 110 тыс. руб. Названные средства доведены до муниципального образования в полном объеме.
Вместе с тем, объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребности в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате приобретения и доставки твердого топлива.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.07.2005, постановление от 21.09.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9798/2005 36-210 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4421
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании