Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 ноября 2005 г. N Ф03-А59/05-1/3441
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области на решение от 13.07.2005 по делу N А59-2583/04-С8 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, отделу социальной защиты населения МО "Томаринский район", Финансовому управлению администрации муниципального образования "Томаринский район" о взыскании 290037 руб. 64 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, отделу социальной защиты населения МО "Томаринский район", Финансовому управлению администрации муниципального образования "Томаринский район" о взыскании 290037 руб. 64 коп. выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением в период с июня по декабрь 2003 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", Законом Сахалинской области от 26.12.2001 N 306 "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов Великой отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", постановлением Администрации Сахалинской области от 15.03.2002 N 33-па.
До вынесения решения в связи с частичным погашением задолженности Главным финуправлением Сахалинской области истец уменьшил сумму иска до 219508 руб. 53 коп. и адресовал свое требование Министерству финансов РФ.
Решением суда от 13.07.2005 исковое требование в уточненном размере удовлетворено за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу решения проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Указывает на то, что судом не приняты во внимание положения действующего законодательства, в соответствии с которыми возникшие у истца убытки возмещаются исключительно за счет субъекта РФ.
Стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
Главное финансовое управление Сахалинской области в своем отзыве жалобу отклонило полностью, другие стороны отзывы на жалобу не предоставили.
При проверке законности обжалованного судебного акта установлено, что он отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, истец в период с июня по декабрь 2003 года предоставлял льготы ветеранам по оплате потребленной электроэнергии.
Не компенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму, заявленную на основании статьи 16 ГК РФ как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Рассматривая дело, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в силу статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение, поэтому средства на реализацию указанных льгот являются средствами федерального бюджета.
Постановлениями Правительства от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным, бюджетом компенсации таких расходов.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" не утверждались, в том числе не предусматривались они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Законом Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2003 год" предусмотрена субвенция МО Томаринский район в сумме 2200 тыс. руб.
Муниципальным образованием Томаринский район данные денежные средства получены в полном объеме и направлены на финансирование ФЗ "О ветеранах", что подтверждается справками об исполнении бюджета данного муниципального образования.
Вместе с тем объем передаваемых средств не покрывает расходы предприятия на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
На основании изложенного, а также исходя из ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, статей 125, 1069, 1071 ГК РФ, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в спорный период не выделялись, полученные из бюджета субъекта РФ денежные средства переданы муниципальным образованиям Сахалинской области полностью и нецелевое использование этих денежных средств не доказано, сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации и надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.07.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2583/04-С8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2005 г. N Ф03-А59/05-1/3441
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании