Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3720
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ИФНС по Советскому району города Владивостока - Шереметьева Н.В., представитель по доверенности от 10.06.2005 N 03/47, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "А" на решение от 04.07.2005 по делу N А51-19192/2004 10-706/6 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "А" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Владивостока, третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска о признании недействительным решения N 144 от 25.11.2004.
Резолютивная часть постановления от 23 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2005 года.
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыва судебное заседание продолжено.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "А" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения N 144 от 25.10.2004, вынесенного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока (ввиду преобразования заменена на Инспекцию федеральной налоговой службы по Советскому району города Владивостока; далее - налоговый орган, инспекция налоговой службы).
До принятия решения по существу определением суда от 20.04.2005 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска.
Решением от 04.07.2005 арбитражный суд в части удовлетворил требования общества, указав на несоответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доначисления налоговым органом оспариваемым решением налога на добавленную стоимость в сумме 823562,73 руб., пеней и применения налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 этого Кодекса. Отказывая в удовлетворении требований общества относительно доначисления этим же решением налоговой инспекции названного налога в сумме 1057109,52 руб., соразмерно ему пеней и штрафа, судебная инстанция пришла к выводу об отсутствии у общества установленных нормами НК РФ оснований для возмещения НДС из бюджета в виде налоговых вычетов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Общество обжаловало в кассационном порядке решение суда в части оставления без удовлетворения его требований, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость. По мнению заявителя жалобы, в материалах дела представлены достаточные доказательства, подтверждающие наличие у общества, как налогоплательщика оснований для возмещения из бюджета НДС в сумме 1057109,52 руб. В этой связи решение суда предложено в обжалуемой части отменить, принять новое об удовлетворении требований общества, а в остальном судебный акт оставить без изменения.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу, поддержанному в судебном заседании ее представителем, отклоняет доводы общества, просит оставить судебное решение без изменения, как принятое с правильным применением норм материального права.
Общество, извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя для участия в заседании суда кассационной инстанции не направило.
Изучив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя налогового органа, проверив законность состоявшегося судебного решения, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из установленных судом обстоятельств дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость на основании налоговых деклараций за май, июнь, июль 2004 года, в ходе которой выявлены нарушения, повлекшие доначисление НДС, выразившиеся, в том числе, в неподтверждении обществом документально его права на налоговые вычеты.
Поскольку запрашиваемые налоговым органом в ходе налоговой проверки документы в установленный нормами НК РФ срок от общества не поступили, применив положения пункта 7 статьи 31 НК РФ, налоговая инспекция сочла, что НДС в сумме 1359215,25 руб., в соответствующих строках деклараций отражен за май-июль 2004 года к вычету неправомерно.
По результатам проверки составлен акт от 29.10.2004 N 100, на основании которого решением от 25.11.2004 N 144 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, и в составе общей суммы доначисленного налога 1880672,25 руб. в споре в суде кассационной инстанции находится сумма 1057109,52 руб., соразмерно доначисленные пени и применена налоговая санкция. В отношении НДС в сумме 823562,73 руб. судебная инстанция высказалась об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления вышеназванным решением этой суммы, пени и взыскания налоговой санкции. В этой части решение суда не оспорено и проверке на соответствие закону по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что общество, оспаривая в судебном порядке решение налогового органа, представило в свою защиту документы, которые отсутствовали при выездной налоговой проверке, но, по мнению общества, обосновывают правомерность заявленных налоговых вычетов по НДС в сумме 1057109,52 руб.
В числе таких документов представлены договоры с поставщиками, книги покупок и продаж, счета-фактуры, платежные поручения, карточки бухгалтерских счетов, отчеты о движении товаров.
Суд в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовал такие документы, из которых установил, что согласно выпискам из книг покупок за проверенный период и счет-фактур общество приобрело у юридических лиц, в том числе у ООО "Паритет", ООО "Титан", ООО "Дельта", ООО "Торгсервис" товаро-материальные ценности на общую сумму 693123,83 руб., НДС с которых составил 1057109,52 руб.
Между тем налоговый орган в опровержение доводов общества о правомерности возмещения из бюджета названной суммы НДС представил суду документальные подтверждения о полученных в ходе налогового контроля в отношении названных поставщиков результатах деятельности этих юридических лиц. Проверив доказательства, приводимые налоговым органом, суд установил, что названные поставщики значатся зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность в городе Москве. Вместе с тем провести встречные налоговые проверки финансово-хозяйственной деятельности этих хозяйствующих субъектов не представляется возможным по причине невозможного установления фактического местонахождения всех поставщиков. Кроме того, по полученным от ИФНС России N 24 города Москвы сведениям ООО "Титан" зарегистрировано неизвестным физическим лицом по подложному паспорту, а бухгалтерская отчетность ООО "Паритет", ООО "Дельта" и ООО "Торгсервис" сдавалась в налоговые органы с нулевыми показателями.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на добавленную стоимость на установленные законодательством налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Налоговые вычеты, в соответствии со статьей 172 названного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
При этом, как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, и должна отвечать требованиям, предъявляемым к ней пунктами 5, 6 статьи 169 НК РФ, а в случае, если счет-фактура составлена и выставлена с нарушением установленного порядка, то она не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Изложенное означает, что счет-фактура при соблюдении всех требований рассматривается как доказательство уплаты суммы налога поставщику при расчете за приобретенный товар и должна достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.
Обязанность по составлению счетов-фактур с указанием достоверных сведений в объеме, предусмотренном пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ возлагается на поставщика (продавца). Вместе с тем из пункта 2 указанной нормы следует, что при несоблюдении требовании пунктов 5 и 6 негативные последствия наступают не только у поставщика (продавца), но и у покупателя, так как в соответствии со статьей 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными и фактически уплаченными за поступившие материальные ресурсы. При этом отсутствие поставщика по адресу, указанному в соответствующей счет-фактуре, а также установление обстоятельств о создании либо учреждении юридического лица с нарушением законодательства, свидетельствуют о недостоверности сведений, содержащихся в названном документе.
Судебная инстанция правомерно сослалась на вышеприведенные нормы НК РФ и обосновала свои выводы о несоответствии исследованных счет-фактур требованиям, предъявляемым к их содержанию, этими налоговыми нормами. Основания для признания их надлежащими документами, предоставляющими право на налоговые вычеты, отсутствуют, поскольку незаконное сокращение налогового обязательства налогоплательщика на будущий период путем возмещения из бюджета НДС по документам, имеющим недостатки, влечет недополучение соответствующих сумм налоговых платежей.
Принимая во внимание изложенное, доводы жалобы о том, что судом дана неправильная оценка представленным в материалах дела доказательствам, лишены правового обоснования и признаются несостоятельными, поскольку судебная инстанция установила обстоятельства дела, исследовала их и дала правовую оценку, с учетом арбитражного процессуального законодательства, а выводы суда соответствуют нормам налогового законодательства. При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.07.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19192/2004 10-706/6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2005 г. N Ф03-А51/05-2/3720
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании