Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/4184
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: нач. юр. отдела по доверенности N 7/434 от 29.08.2005 - Кропачев А.В., от ответчика: специалист по доверенности б/н от 27.01.2005 - Грицко Е.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 20.05.2005, постановление от 14.09.2005 по делу N А73-1226/2005-25 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 1161870 руб. 63 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26.12.2005 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской теплосетевой компании" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Департаменту финансов администрации г. Хабаровска о взыскании 1161870,63 руб., составляющих убытки от предоставления отдельной категории граждан по оплате тепловой энергии за период с 1 января по 31.12.2002 года в соответствии с Указом Президента от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Решением от 20.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2005, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку субъекту Федерации не были выделены из федерального бюджета средства для компенсации льгот, предоставленных малообеспеченным семьям по оплате теплоэнергии. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с Письмом Министерства финансов РФ и Министерством социальной защиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" источником возмещения расходов определен бюджет субъекта Российской Федерации.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на недоказанность истцом размера требований из-за непредоставления доказательства сверки им количества льготников с органами социальной защиты населения.
В заседании суда от 13.12.2005 объявлялся перерыв до 19.12.2005 до 14 часов в соответствии со статьей 163 АПК РФ
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, в 2002 году ОАО "Хабаровскэнерго" предоставляло многодетным семьям льготы в размере 30% скидки от стоимости услуг во исполнение Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Поскольку понесенные ОАО "Хабаровскэнерго" расходы не были компенсированы органами государственной власти и местного самоуправления за счет соответствующих уровней бюджета, общество обратилось с настоящим иском в суд.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданному во исполнение Письма Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2), источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, названы средства местных бюджетов.
Однако Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 указанный пункт 2 Письма от 29.06.1992 признан недействующим, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о возмещении убытков за счет средств местного бюджета являются необоснованными.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу статьи 84 Бюджетного кодекса РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предметам ведения субъекта, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Министерством финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете не запланированы и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись, а потому в бюджете г. Хабаровска не утверждались.
В связи с чем, на основании ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местный бюджет от ответственности по иску правомерно освобожден судом.
В связи с изложенным, убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате теплоэнергии многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя жалобы о недоказанности истцом размера убытков необоснованны, поскольку льгота предоставлена за счет истца МУ РКЦ, на которое Приказом Управления ЖКХ Администрации г. Хабаровска N 47 от 15.05.2001 возложены функции по сбору и обработке платежей за ЖКУ, правильностью их начисления с учетом льгот, а также - проверка и учет документов на предоставление льгот. Данная льгота представлялась гражданам МУ РКЦ по обработке коммунальных платежей на основании предъявления льготникам справки органа социальной защиты по месту регистрации о постановке на учет в качестве "многодетной семьи".
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.05.2005, постановление апелляционной инстанции от 14.09.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1226/2005-25 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/4184
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании