Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-2/4719
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: ИП Обединой Л.В. - Филимоненко Т.И. - представитель, дов. N 3 от 09.12.2005, Виноградова М.А. - представитель, дов. N 4 от 09.12.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Обединой Л.В. на решение от 07.10.2005 по делу N А73-11113/2005-11 АЛ Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Хабаровского края к Индивидуальному предпринимателю Обединой Л.В. о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2005 года.
Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Хабаровского края (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Обединой Л.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.10.2005 заявленные требования удовлетворены, предприниматель Обедина Л.В. привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 4000 руб. Суд пришел к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, предприниматель Обедина Л.В. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, как принятый с неправильным применением норм материального права, а именно: Постановления Правительства от 10.06.2002 N 402 "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом". По мнению заявителя жалобы, Управление не правомерно осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, и к административной ответственности по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ следует привлекать водителя, который управлял транспортным средством без лицензионной карточки. Кроме того, заявитель сослался на нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Представители индивидуального предпринимателя в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
Управление надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лица, участвующего в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Обедина Л.В. (свидетельство о государственной регистрации от 26.04.2004 N 304272311700046) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 пассажиров, на основании лицензии N АСС-27-034103 от 16.09.2004, выданной Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ.
Управлением проведена проверка деятельности предпринимателя Обединой Л.В. по вопросу соблюдения требований и условий лицензирования при осуществлении перевозки пассажиров коммерческим автомобильным транспортом, по результатам которой составлены: протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.08.2005, протокол изъятия вещей и документов от 23.08.2005, протокол об административном правонарушении от 23.08.2005 27 АП N 0478011, объяснения водителя автобуса Гриценко С.А., объяснения свидетелей Зеньковой Н.Ф., Левиной О.С., в которых зафиксировано, что водитель Гриценко С.А. на автобусе, принадлежащем предпринимателю, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту N 333-с без лицензионной карточки.
Материалы проверки направлены административным органом в арбитражный суд для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд, рассмотрев материалы административного производства и правильно установив фактические обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу о том, что при осуществлении перевозок пассажиров имело место нарушение лицензионных требований и условий лицензирования при осуществлении перевозки пассажиров коммерческим автомобильным транспортом, и привлек предпринимателя Обедину Л.В. к административной ответственности по указанной выше статье Кодекса. При этом суд правомерно руководствовался следующим.
Деятельность предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, поэтому подлежит лицензированию и предусматривает выполнение лицензиатами условий и требований осуществления пассажирских перевозок и безопасности движения.
В соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями), одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом определяются в выдаваемой лицензии и регламентированы Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402. В силу требований настоящего Положения, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии, и выполнять установленные требования по обеспечению безопасности движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Пункт 7 названного выше Положения предусматривает, что одновременно с лицензией на каждое транспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Из материалов дела усматривается, что предпринимателем не обеспечено соблюдение условий, указанных в лицензии, в части обеспечения всех транспортных средств при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионными карточками, то есть его действия образуют состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.
Согласно пункту 4.1 названного выше Положения, организации и водители - предприниматели обязаны: использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.
Обязанность предъявлять лицензии и лицензионные карточки по требованию работников лицензионных органов при проведении ими контроля закреплена также в пункте 8 Порядка осуществления лицензионными органами контроля за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях на перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, а также в международном сообщении, утвержденного приказом Минтранса РФ от 24.07.1997 N 82.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 23.08.2005 27 АП N 0478011, объяснениями водителя автобуса, объяснениями свидетелей, путевым листом от 23.08.2005, водитель Гриценко С.А. на автобусе, принадлежащем предпринимателю Обединой Л.В., осуществлял перевозку пассажиров при отсутствии лицензионной карточки.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протоколы об административном правонарушении по пункту 3 статьи 14.1 КоАП РФ полномочны составлять должностные лица органов внутренних дел в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.
В связи с чем, довод кассационной жалобы об отсутствии полномочий у Управления на составление протокола является несостоятельным, так же как и довод о нарушении Управлением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ настоящий Закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействия органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе.
Таким образом, вывод суда о доказанности материалами дела вины предпринимателя Обединой Л.В., и факта совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, признается судом кассационной инстанции правомерным.
Учитывая изложенное у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, и удовлетворения кассационной жалобы предпринимателя Обединой Л.В.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.10.2005 по делу N А73-11113/2005-11 АП Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-2/4719
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании