Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2005 г. N Ф03-А51/05-2/4281
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Ф" на решение от 25.05.2005, постановление от 26.08.2005 по делу N А51-319/2005 33-1 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Закрытого акционерного общества "Ф" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа и обязании принять решение о списании задолженности по налогам и сборам.
Резолютивная часть постановления от 21.12.2005. Мотивированное постановление изготовлено 28.12.2005.
Закрытое акционерное общество "Ф" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Приморскому краю (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю, далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) о признании незаконными действий должностных лиц в части отказа в списании реструктурированных сумм пени и обязании руководителя налогового органа принять решение о полном списании задолженности по пеням с момента погашения задолженности по налогам по состоянию на 01.01.2001, а также об оформлении списания реструктурированной задолженности общества по пеням и штрафам соответствующей записью на лицевом счете и о наложении штрафа на должностное лицо налогового органа, допустившее факт бездействия.
До принятия решения по существу общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия должностных лиц в части отказа в списании реструктурированных сумм пени и обязать руководителя налогового органа принять решение о полном списании задолженности по пеням с момента погашения задолженности по налогам по состоянию на 01.01.2001.
Решением суда от 25.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2005, производство по делу в части требований об оформлении списания реструктурированной задолженности общества по пеням и штрафам в сумме 11911 тыс. руб. соответствующей записью на лицевом счете и о наложении штрафа на должностное лицо налогового органа, допустившее факт бездействия, прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что погашение текущих платежей по налогам и сборам осуществлялось в течение действия графика реструктурированной задолженности не в полном объеме и решение налогового органа от 30.10.2001 N 2 "О лишении общества права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам" является законным согласно решению Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2003 по делу N А51-8268/2003 18-171, вступившему в законную силу, имеющему преюдициальное значение для настоящего спора, в связи с чем у налогоплательщика отсутствовали основания для заявления требований о признании незаконными действий налогового органа в части отказа в списании реструктурированных сумм пени и обязания руководителя налогового органа принять решение о полном списании задолженности по налогам по состоянию на 01.01.2001.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права. Как полагает заявитель жалобы, судом не учтено, что реструктурированная задолженность по налогам погашена налогоплательщиком до истечения срока реструктуризации, в связи с чем налоговый орган обязан принять решение о списании задолженности по пеням с момента погашения задолженности по налогам. В этой связи условие о своевременной и полной уплате текущих платежей в течение двух лет является необязательным, если сумма задолженности по налогам и сборам погашена ранее этих лет.
В судебном заседании кассационной инстанции представители инспекции налоговой службы и общества, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия не принимали.
Судом кассационной инстанции рассмотрено ходатайство общества об отложении рассмотрения жалобы ввиду участия его представителя в другом судебном заседании. Ходатайство отклонено, поскольку юридическое лицо вправе назначить любое другое лицо для представления его интересов по кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, решением налогового органа от 28.12.1999 N 1 обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в сумме 7394 тыс. руб. со сроком погашения в 2000 году, по пеням и штрафам - 11911 тыс. руб. - в 2002 году, в соответствии с графиком погашения задолженности, с обязанием налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать текущие обязательные платежи.
Считая, что в 2000 году текущие налоговые платежи уплачены, общество, не получив ответа на письмо от 19.05.2001, 09.11.2004 вторично обратилось в инспекцию налоговой службы с заявлением о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в сумме 11911 тыс. руб. по состоянию на 01.01.2001.
Письмом от 22.11.2004 N 03/27099 налоговый орган отказал в списании задолженности по пеням и штрафам на том основании, что у налогоплательщика на 05.11.2001 образовалась недоимка по налогу на пользователей автодорог, уплачиваемому в региональный бюджет, в сумме 40268 руб., а по состоянию на 11.04.2002 неуплаченная сумма налога составила 49102 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, обе судебные инстанции исходили из того, что обществом нарушен порядок и сроки погашения задолженности по уплате текущих платежей по налогам и сборам, в связи с чем налоговый орган вынес обоснованное решение об отсутствии у налогоплательщика права на реструктуризацию задолженности, который не предпринял никаких действий для ее восстановления.
Реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам и сборам представляет собой предоставляемую налоговым органом рассрочку уплаты существующей задолженности. Под задолженностью понимается неуплаченные в срок налоги (сборы), пени или штрафы (обязательные платежи).
В соответствии с пунктом 1 Порядка о проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Порядок проведения реструктуризации), реструктурированная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком. Принятие указанного решения и составление соответствующего графика производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика, составляемого с учетом требований пункта 9 Порядка проведения реструктуризации.
В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка проведения реструктуризации организация утрачивает право на реструктуризацию при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по текущим налоговым платежам и непогашения платежей в соответствии с установленными графиками платежей, но право на реструктуризацию задолженности сохраняется для организаций, которые не позднее 90 дней после принятия решения о прекращении реструктуризации представят заявления о восстановлении права на реструктуризацию и уплатят текущую задолженность по налоговым и обязательным платежам, а также перечислят средства в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным графиком и пеней, начисленных за неуплату этих платежей.
Из приведенной нормы видно, что для сохранения права на реструктуризацию необходимы следующие условия: организация должна уплатить текущие налоговые платежи и средства в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации; досрочное выполнение графика погашения реструктурируемой задолженности; налогоплательщиком должно быть подано заявление о восстановлении данного права не позднее 90 дней после принятия решения о прекращении реструктуризации.
Право на реструктуризацию у налогоплательщика сохраняется только при выполнении всех этих условий в совокупности.
Статьей 138 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что, начиная с 2002 года производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002, утвердившим Порядок проведения реструктуризации, и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности в течение двух или четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 138 вышеуказанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам", согласно которому списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности.
При этом на налогоплательщика возложена обязанность по соблюдению графика погашения задолженности, поскольку его нарушение является основанием для прекращения действия решения о реструктуризации.
Материалами дела установлено, что решение налогового органа от 30.10.2001 N 2 о лишении общества права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам признано вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2003 по делу N А51-8268/03 18-171 вынесенным правомерно на том основании, что налогоплательщик не исполнил требование о своевременном и полном внесении текущих платежей по налогам и сборам в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации, чем нарушил пункт 5 Порядка проведения реструктуризации.
Согласно данной правовой норме организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, но списание долга налоговым органом возможно при соблюдении налогоплательщиком условий, исключающих образование задолженности по причине несвоевременного погашения половины реструктурируемой суммы и обязательном внесении текущих налоговых платежей.
При этом суд установил, что на 01.10.2001 у общества образовалась задолженность перед бюджетом в части неуплаты текущих налоговых платежей в сумме 1032136 руб.
Принимая решения, суды первой и апелляционной инстанций, суды обосновано исходили из того, что упомянутое решение Арбитражного суда Приморского края имеет преюдициальное значение для настоящего спора, поскольку спорные правоотношения по ранее рассмотренному делу возникли у тех же лиц и предметом рассмотрения явилось заявление о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, которым налогоплательщик лишен права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам в связи с несвоевременной и полной уплатой задолженности по текущим платежам по налогу на имущество.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц признаются недействительными (незаконными), если будет установлено их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку выводы обеих судебных инстанций о соответствии действий налогового органа закону и отсутствии нарушений инспекцией налоговой службы прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности сделаны на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, и судом дана надлежащая правовая оценка доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований общества.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.05.2005, постановление апелляционной инстанции от 26.08.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-319/2005 33-1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 138 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что, начиная с 2002 года производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002, утвердившим Порядок проведения реструктуризации, и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности в течение двух или четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 138 вышеуказанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам", согласно которому списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2005 г. N Ф03-А51/05-2/4281
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании