Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2006 г. N Ф03-А73/05-1/4835
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Гретченко В.А. - юрисконсульт по доверенности N 1 от 10.01.06, от третьего лица: Финдепартамента администрации г. Хабаровска - Малашкин Д.Л. - консультант по доверенности N 04-02/2852 от 28.12.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 26.07.2005, постановление от 03.10.2005 по делу N А73-4082/2005-27 (АИ-1/1110/05-7) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, 3-и лица: Министерство финансов Хабаровского края, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска о взыскании 1362010 рублей 63 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю о взыскании 1362010 рублей 63 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги многодетным семьям, за период январь-декабрь 2004 года.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.
Решением суда от 26.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.10.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на отсутствие целевого финансирования из федерального бюджета в спорный период денежных средств в бюджет субъекта Федерации для компенсации льгот, предоставленных многодетным семьям, по оплате коммунальных услуг.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ, которое просит их отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, финансирование мероприятий по предоставлению льгот многодетным семьям, согласно действующему законодательству, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Ссылается на то, что Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 в спорный период не обеспечен источниками финансирования, что следует из закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а потому не подлежал исполнению из федерального бюджета.
Кроме того, заявитель считает, что возложение ответственности на казну Российской Федерации неправомерно, поскольку в материалах дела отсутствует факт противоправности действий Министерства финансов РФ, и вина его не доказана.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене судебных актов в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, истец в 2004 году за счет собственных средств предоставил многодетным семьям льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 30% во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Ввиду отказа в компенсации из соответствующего бюджета выпадающих доходов государственными и муниципальными органами в размере предоставленных указанной категории граждан льгот истец обратился с настоящим требованием.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающего органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданного в его исполнение Постановления Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29 июня 1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2), источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы - названы средства местных бюджетов.
Вместе с тем Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Поэтому суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального бюджета ввиду невыделения средств в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Кроме того, 26.03.2003 Решением Верховного Суда РФ N ГКПИ03-139 пункт 2 Письма Минфина России N 51 и Минсоцзащиты России N 1-2359-18 признан недействующим как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
В соответствии со статьей 84 БК РФ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе - на органы государственной власти субъекта федерации, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
Как установлено судом из материалов дела, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете в 2004 году не планировались и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись.
Поэтому довод кассационной жалобы о том, что расходы по предоставлению льгот, предусмотренных Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта РФ, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами процессуального и материального права, всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, поэтому оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.07.2005 и постановление от 03.10.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4082/2005-27 (АИ-1/1110/05-7) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2006 г. N Ф03-А73/05-1/4835
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании