Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 января 2006 г. N Ф03-А04/05-1/4698
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Михейченко И.А. - экономист по доверенности N 12 от 16.01.2006, от третьего лица: администрация Ромненского района - Лушнай И.И. - начальник юридического отдела по доверенности N 35 от 16.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 22.09.2005 по делу N А04-4732/05-15/119 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Ромненское жилищно-коммунальное хозяйство" к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Управление федерального казначейства МФ РФ по Амурской области, администрация Ромненского района, Финансовый отдел администрации Ромненского района, Финансовый департамент администрации Амурской области, Отдел социальной защиты населения администрации Ромненского района о взыскании 128294 рублей 98 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2006. Полный текст постановления изготовлен 24.01.2006.
Муниципальное унитарное предприятие "Ромненское жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 128294 рублей 98 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 льгот гражданам по оплате топлива и коммунальных услуг, подпадающих под действие ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены: Управление федерального казначейства МФ РФ по Амурской области, Финансовый отдел администрации Ромненского района, Финансовый департамент администрации Амурской области, администрация Ромненского района, Отдел социальной защиты населения администрации Ромненского района.
Решением суда от 22.09.2005 требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет Казны РФ в лице Минфина РФ.
Судебный акт мотивирован неисполнением Российской Федерацией в полном объеме установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации средств для компенсации спорных расходов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит решение от 22.09.2005 отменить как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
По мнению заявителя, федеральные органы исполнительной власти в полном объеме исполнили свои полномочия, доведя до субъекта Федерации, утвержденные ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", целевые субвенции, и оснований для ответственности по иску Российской Федерации не имеется.
Кроме того, судом не применен пункт 2 статьи 180 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающий приоритетное применение Закона о бюджете в случае, если расходы на реализацию законодательного акта не предусмотрены законом о бюджете, либо предусмотрены частично.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца доводы кассационной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в своем отзыве, и просил решение от 22.09.2005 оставить без изменения.
Минфин РФ, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, свих представителей для участия в рассмотрении кассационной жалобы не направил.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, МУП "Ромненское ЖКХ" в 2004 году в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и во исполнение заключенного с администрацией Ромненского района договора N 17 от 01.10.2004 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим на территории Ромненского района Амурской области предоставлялась скидка в размере 50% на оплату коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 128294 рубля 98 копеек на основании статьей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Факт предоставления истцом льгот по оплате коммунальных услуг и топлива в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан не ниже 50% в порядке, определенном Правительством РФ.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральным законом о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Амурской области выделено 146901000 рублей.
Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2004 год" на реализацию названных выше льгот по городам и районам области распределено 146901000 рублей, из них Ромненскому району выделено 1527000 рублей.
Фактическая потребность Ромненского района в финансовых средствах в части возмещения льгот инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг и топлива составила в 2004 году 1655294 рубля 98 копеек.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом и муниципальным образованием федеральных бюджетных средств в деле не имеется.
Ввиду того, что компенсация расходов истца не произведена из-за необеспеченности нижестоящего бюджета органами власти Российской Федерации Арбитражный суд Амурской области правомерно возместил истцу убытки в сумме 128294 рублей 98 копеек за счет казны Российской Федерации.
При возложении ответственности по иску на Казну РФ, суд правомерно исходил из указанных выше нормативных актов, а также из Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающего возложение на субъект РФ ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Поскольку решение от 22.09.2005 принято судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами, и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.09.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу А04-4732/05-15/119 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2006 г. N Ф03-А04/05-1/4698
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании