Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4902
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Приморского края на решение от 21.07.2005, постановление от 11.10.2005 по делу N А51-5012/05 22-84 Арбитражного суда Приморского края, по иску Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей к Войсковой части N 3523, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 411361 руб. 59 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2006 года.
Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к войсковой части N 3523 о взыскании 411361 руб. 59 коп., составляющих стоимость тепловой энергии.
В качестве соответчиков по делу привлечены администрация Приморского края и Департамент финансов администрации Приморского края.
Решением суда от 21.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2005, иск удовлетворен за счет казны Приморского края в лице Департамента финансов Администрации Приморского края.
Принимая его, суд сослался на недофинансирование из бюджета Приморского края расходов на коммунальное обслуживание войсковой части.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению администрации Приморского края, считающей их незаконными, и подлежащими отмене с принятием нового решения об отказе в иске к казне Приморского края.
Заявитель полагает, что у суда не имелось оснований для возложения ответственности на бюджет субъекта РФ, так как он не состоял в договорных отношениях с истцом. Войсковая часть N 3523 с соответствующей заявкой о включении в краевой бюджет необходимых средств на оплату коммунального обслуживания не обращалась. В связи с отсутствием в бюджете края данных средств, их взыскание в судебном порядке произведено в нарушение статьи 239 БК РФ.
Так же он сослался на то, что с 1 января 2005 года положение о финансировании спорных расходов за счет бюджета субъекта РФ утратило силу на основании ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Другие лица, участвующие в деле, отзывов на кассационную жалобу не представили.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.
Между КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Уссурийский" (энергоснабжающая организация) и войсковой частью N 3523 (абонент) заключался договор энергоснабжения (в горячей воде) N 73 от 08.10.2004.
В последующем Постановлением Главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 01.11.2004 N 1638 и приказом КГУП "Примтешюэнерго" от 01.11.2004 N 243 выполнение функций по обеспечению услугами теплоснабжения потребителей на территории г. Уссурийска и Уссурийского района возложено на Уссурийское МУП тепловых сетей.
С данной организацией войсковая часть N 3523 соответствующий договор, несмотря на уведомление, не заключала.
Однако, с ноября по декабрь включительно 2004 года она продолжала потреблять электроэнергию, что суд обоснованно расценил как акцепт абонентом оферты и наличие между сторонами договорных отношений согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ.
Статьи 539 и 544 ГК РФ по договору энергоснабжения на энергоснабжающую организацию возлагают обязательство подать абоненту через присоединенную сеть энергию, а на последнего - оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии и в порядке, предусмотренном законом или условиями договора.
Как установлено судом, спорная задолженность образовалась у войсковой части N 3523, осуществляющей свою деятельность на основании ФЗ от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках МВД" РФ", по причине недостаточности финансирования на эти цели средств из бюджета Приморского края. Объем задолженности подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Пунктом 4 статьи 51 этого Федерального закона определено, что ремонт и коммунальное обслуживание военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования специальных моторизованных соединений и войсковых частей производятся за счет средств субъекта РФ.
В деле находятся Законы Приморского края "О внесении изменений в закон Приморского края" и "О краевом бюджете на 2004 год", где предусматривались средства на финансирование войсковой части N 3523 в размере 1065 тыс. руб., являющиеся остатком финансирования реорганизованной войсковой части N 6558 с учетом гашения задолженности по коммунальным платежам за 2004 год.
В выделении дополнительного финансирования на оплату коммунальных платежей войсковой части N 3523 отказано ввиду ограниченности бюджетных средств (письмо администрации Приморского края от 07.12.2004 N 25-04-06/2644).
Поскольку администрация Приморского края не обеспечила в полном объеме финансирование расходов на коммунальное обслуживание войсковой части N 3523, то арбитражный суд правомерно возложил на нее ответственность за возникшую спорную задолженность, и удовлетворил иск за счет казны Приморского края в лице Департамента финансов администрации Приморского края, применив названную выше норму ФЗ "О внутренних войсках МВД РФ", а так же статьи 1069, 1071 ГК РФ.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие между администрацией Приморского края и истцом договорных отношений, порождающих для нее денежное обязательство, судом правильно не принята во внимание.
Обязательство по финансированию указанных расходов войсковой части возникло из публично-правовых отношений между этими сторонами в силу Закона. По этой же причине не могут быть приняты во внимание и утверждения администрации о неподаче войсковой частью соответствующей заявки для включения спорных расходов в краевой бюджет на очередной финансовый год.
Изменение источников финансирования рассматриваемых расходов согласно ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ с одного бюджета на другой произведено с 1 января 2005 года. Тогда как отыскиваемая истцом задолженность образовалась по итогам 2004 года, что исключает применение этого закона.
Таким образом, обжалованные судебные акты законны и изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.07.2005 и постановление от 11.10.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5012/05 22-84 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2006 г. N Ф03-А51/05-1/4902
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании