Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 января 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4314
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МУП "Горсеть" - Тараканова Т.В., доверенность N 8/Д от 03.10.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области на решение от 13.07.2005, постановление от 22.09.2005 по делу N А24-1366/05-05 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области от 15.04.2005.
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2006. Полный текст постановления изготовлен 24.01.2006.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 15.04.2005.
К участию в деле привлечены администрация г. Петропавловска - Камчатского, муниципальное унитарное предприятие "Горэлектросервис" (ныне - МУП "Горсеть").
Решением от 13.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2005, заявление удовлетворено, решение антимонопольного органа от 15.04.2005 признано недействительным как не соответствующее ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике" и принятое при неправильном применении ст. 37 указанного закона.
УФАС, не соглашаясь с судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить. В ее обоснование приведены доводы о правомерности решения антимонопольного органа от 15.04.2005, поскольку отказ ОАО "Камчатскэнерго" от заключения договора на передачу эдектрической энергии с МУП "Горсеть", которое фактически оказывает такую услугу, по мнению заявителя, образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Отзывы на жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель МУП "Горсеть" поддержал доводы, изложенные в жалобе заявителя.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда не явились. Ходатайство ОАО "Камчатскэнерго" об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с отсутствием у представителя доверенности, подлежащей оформлению в г. Владивостоке, отклонено, поскольку такая причина неявки уважительной не является.
Проверив законность решения от 13.07.2005, постановления от 22.09.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены судебных актов, предусмотренные ст. 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, МУП "Горэлектросервис", в ведении которого находятся внутридомовые электрические сети муниципального жилищного фонда, 16.11.2004 направило ОАО "Камчатскэнерго" проект договора на предоставление услуг по транспортировке электроэнергии по распределительным сетям предприятия.
ОАО "Камчатскэнерго" отказалось заключить договор, о чем сообщило письмом от 17.12.2004.
Решением антимонопольного органа по делу N 21-07/02-2005А действия ОАО "Камчатскэнерго", выразившиеся в отказе от заключения договора с МУП "Горэлектросервис" на предоставление услуг по передаче электроэнергии, признаны нарушением п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции).
Комиссия УФАС по Камчатской области в адрес ОАО "Камчатскэнерго" на основании указанного решения вынесла предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции и заключении с МУП "Горэлектросервис" договора на предоставление услуг по передаче электрической энергии в интересах бытовых потребителей.
По проекту договора от 11.11.2004 N ТЭРС-1 поставщик - ОАО "Камчатскэнерго" обязуется передать электроэнергию в сети электросетевой организации - МУП "Горэлектросервис", которое, в свою очередь, обязуется принимать и транспортировать ее до электроустановок покупателей электроэнергии (абоненты), присоединенных к электроустановкам предприятия, с которыми поставщик заключил договоры энергоснабжения.
Между тем при рассмотрении дела судом установлено, что МУП "Горэлектросервис" статуса сетевой организации как коммерческой организации, основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче энергетической энергии по электрическим сетям, не имеет, что сторонами не оспаривается.
Статья 26 ФЗ "Об электроэнергетике", которой руководствовался антимонопольный орган, принимая оспариваемое решение, регулирует, как правильно установлено судебными инстанциями, вопросы технологического присоединения, устанавливает публичность договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии и определяет обязательность его заключения только сетевой организацией по требованию покупателей, поэтому в таких отношениях МУП "Горэлектросеть" могло выступать лишь обязанной стороной по указанному договору в случае наличия у предприятия статуса сетевой организации.
Его отсутствие препятствовало применению к правоотношениям по передаче электроэнергии и положений ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике", которая к тому же на момент принятия решения от 15.04.2005 не вступила в законную силу.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств отказ ОАО "Камчатскэнерго" от заключения договора не нарушает законодательства об электроснабжении и антимонопольного законодательства, поэтому судом правильно признан обоснованным.
Доказательств того, что общество создает МУП "Горсеть" препятствия в осуществлении его уставной деятельности и в доступе на рынок в сфере услуг по передаче электрической энергии не имеется. Не усматривается из материалов дела и доказательств доминирующего положения ОАО "Камчатскэнерго" на этом рынке.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал решение антимонопольного органа, нарушающее права и законные интересы ОАО "Камчатскэнерго", недействительным.
Таким образом, судебные акты об удовлетворении заявленного обществом требования соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и приняты с правильным применением норм материального и процессуального права, поэтому отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.07.2005, постановление от 22.09.2005 по делу N А24-1366/05-05 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 26 ФЗ "Об электроэнергетике", которой руководствовался антимонопольный орган, принимая оспариваемое решение, регулирует, как правильно установлено судебными инстанциями, вопросы технологического присоединения, устанавливает публичность договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии и определяет обязательность его заключения только сетевой организацией по требованию покупателей, поэтому в таких отношениях МУП "Горэлектросеть" могло выступать лишь обязанной стороной по указанному договору в случае наличия у предприятия статуса сетевой организации.
Его отсутствие препятствовало применению к правоотношениям по передаче электроэнергии и положений ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике", которая к тому же на момент принятия решения от 15.04.2005 не вступила в законную силу.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2006 г. N Ф03-А24/05-1/4314
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании