Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 января 2006 г. N Ф03-А04/05-2/4573
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "З" - Мухин С.Н., представитель по доверенности б/н от 25.09.2005, от: МИФНС России N 2 по Амурской области - Шерошенко Т.В., начальник юридического отдела по доверенности от 19.10.2005 N 46, от третьего лица: УФНС России по Амурской области - Винниченко В.В., главный специалист по доверенности от 16.08.2005 N 07-26/1, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "З" на решение от 14.09.2005, постановление от 25.10.2005 по делу N А04-2547/05-1/232 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению открытого акционерного общества "З" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 января 2006 года.
Открытое акционерное общество "З" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) по внесению исправлений в карточку лицевого счета общества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области.
Решением суда от 14.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что лицевой счет является формой внутреннего контроля обязательств налогоплательщика и ведется налоговыми органами во исполнение ведомственных документов.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в заседании суда кассационной инстанции, у налогового органа отсутствовали правовые основания для внесения изменений в карточку лицевого счета налогоплательщика по восстановлению сумм налогов и пеней, что привело к нарушению прав и законных интересов общества.
Инспекция налоговой службы и Управление ФНС России по Амурской области в отзывах на кассационную жалобу, их представители в судебном заседании отклоняют доводы заявителя жалобы, просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав мнение присутствовавших в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании решения налогового органа от 11.05.2004 N 09/17-90 в карточку лицевого счета ОАО "З" внесены изменения: восстановлены начисленные ранее к уменьшению суммы налогов - 122476911 руб. и соответствующие им суммы пеней.
Не согласившись с внесением исправлений в свою карточку лицевого счета, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными данных действий налогового органа.
Арбитражным судом обеих инстанций на основе полного исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ всех представленных в материалы дела доказательств сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суд правильно указал на следующее.
Решение инспекции налоговой службы от 11.05.2004 N 09/17-90, на основании которого внесены изменения в карточку лицевого счета общества, является ненормативным актом и обязательно для исполнения налоговым органом и налогоплательщиком. Кроме того, данное решение признано правомерным вступившим в законную силу и не отмененным в настоящее время в установленном законом порядке решением Арбитражного суда Амурской области от 17.05.2005 по делу N А04-329/05-18/1.
При этом лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, в частности, Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411. Ведение карточек лицевого счета законодательством о налогах и сборах не предусмотрено и само по себе не является основанием для доначисления налогов, также как наличие сведений в карточках лицевого счета само по себе не нарушает права и законные интересы налогоплательщиков.
При этом несвоевременность внесения записи в карточку лицевого счета не является основанием для признания ее недействительной.
Таким образом, действия налогового органа по внесению записи в карточку лицевого счета не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными в том случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правомерно отказал в удовлетворении требований общества о признании недействительными действий налогового органа по внесению изменений в карточку лицевого счета.
Учитывая изложенное, по доводам кассационной жалобы, основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.09.2005, постановление апелляционной инстанции от 25.10.2005 по делу N А04-2547/05-1/232 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом МНС РФ от 05.08.2002 г. N БГ-3-10/411, налоговые органы обязаны вести КЛС по каждому налогоплательщику и по каждому налогу или сбору, установленному законодательством о налогах и сборах.
Налоговой инспекцией в карточку лицевого счета общества внесены изменения: восстановлены начисленные ранее к уменьшению суммы налогов и пеней.
Не согласившись с внесением изменений в свою лицевую карточку, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными данных действий налогового органа.
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказано.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе общества федеральный арбитражный суд указал на то, что решение налогового органа, на основании которого внесены изменения в карточку лицевого счета общества, является ненормативным актом и обязательно для исполнения налоговым органом и налогоплательщиком.
При этом лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, в частности, вышеуказанных Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Ведение карточек лицевого счета законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. При этом несвоевременность внесения записи в карточку лицевого счета не является основанием для признания ее недействительной.
Таким образом, действия налогового органа по внесению изменений в лицевую карточку общества правомерны.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция в удовлетворении кассационной жалобы отказала и оставила без изменения решение и постановление нижестоящих инстанций.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2006 г. N Ф03-А04/05-2/4573
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании