Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 января 2006 г. N Ф03-А37/05-2/4562
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 28.06.2005, постановление от 09.09.2005 по делу N А37-1284/05-3а Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Р.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области о признании недействительным в части решения N ВК-09-18/515 от 28.03.2005.
Резолютивная часть постановления от 18 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 25 января 2006 года.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 11.01.2006 по 18.01.2006.
Индивидуальный предприниматель Р.В., осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации N 8856 от 08.04.1997 (далее - предприниматель), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 решения N ВК-09-18/515 от 28.03.2005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 28.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2005, заявленные требования удовлетворены частично: пункт 2 оспариваемого решения налогового органа признан недействительным полностью, пункт 3 - в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2004 года в сумме 5653808,48 руб. со ссылкой на то, что налогоплательщик надлежащими доказательствами подтвердил свое право на применение налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации лома черных металлов в сумме 12844389,10 руб. и право на возмещение НДС из бюджета в сумме 5653808,48 руб., в связи с чем решение налогового органа является недействительным в оспариваемой части, как противоречащее статьям 164, 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе налоговой инспекции, которая просит их отменить в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа об отказе в предоставлении предпринимателю Р.В. налоговых вычетов по НДС за ноябрь 2004 года в сумме 1445238,44 руб., поскольку налог в указанной сумме был уплачен предпринимателем по приобретенному лому черных металлов (далее - металлолом) у различных поставщиков после 15.10.2004, то есть после истечения срока действия лицензии N ЛЧ-49-0002 от 15.10.2001, выданной государственным учреждением Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" (далее - Администрация ОЭЗ). Заявитель жалобы считает, что, осуществляя скупку металлолома после истечения срока действия лицензии, предприниматель Р.В., в нарушение статьи 10 Гражданского кодекса РФ, злоупотребил своим правом в рамках гражданско-правовых отношений, что свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, поэтому ему правомерно отказано в предоставлении налогового вычета по НДС в сумме 1445238,44 руб., в связи с чем налоговая инспекция просит принятые судебные акты в указанной части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель Р.В. в отзыве на жалобу просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считая их законными и обоснованными, так как статья 172 НК РФ не содержит такого основания к отказу в предоставлении налоговых вычетов по НДС, как осуществление деятельности без лицензии.
Налоговая инспекция и предприниматель Р.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией по результатам камеральной проверки представленной 28.12.2004 предпринимателем Р.В. налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2004 года с пакетом документов 28.03.2005 принято решение N ВК-09-18/515, которым признано обоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации металлолома в сумме 12057070,90 руб. (пункт 1 решения), а в сумме 12844389,10 руб. применение указанной налоговой ставки признано необоснованным (пункт 2 решения) и отказано в возмещении НДС в сумме 5691474 руб. (пункт 3 решения).
Предприниматель Р.В. не согласился с пунктами 2 и 3 указанного решения и обжаловал его в арбитражный суд, первая инстанция которого на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установила фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно признала пункт 2 оспариваемого решения налогового органа недействительным полностью, а пункт 3 - в сумме 5653808,48 руб., поскольку налогоплательщиком представлен полный пакет документов, подтверждающий правомерность применения налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации металлолома в сумме 24114141,8 руб., и право на налоговый вычет по НДС в сумме 5653808,48 руб.
В апелляционном порядке налоговый орган обжаловал законность принятого судебного решения о признании недействительным оспариваемого решения в части отказа в возмещении НДС только в сумме 1445238,44 руб. со ссылкой на то, что, поскольку предпринимателем Р.В. осуществляется деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, которая подлежит лицензированию, и у предпринимателя имелась лицензия, срок действия которой закончился 15.10.2004, то налогоплательщик неправомерно предъявил к вычету НДС, оплаченный поставщикам металлолома после указанной даты.
Аналогичные доводы изложены в кассационной жалобе.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что статья 172 НК РФ, устанавливающая порядок применения налоговых вычетов, не содержит в качестве основания для отказа в предоставлении налоговых вычетов осуществление деятельности без лицензии. Указанное обстоятельство не оспаривается и налоговым органом.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Требования указанной нормы права предпринимателем Р.В. выполнены, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания к отказу в предоставлении налоговых вычетов по НДС за ноябрь 2004 года в сумме 1445238,44 руб. Поэтому арбитражным судом обеих инстанций решение налогового органа правомерно в данной части признано недействительным, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для их отмены и удовлетворения жалобы.
Однако суд кассационной инстанции считает обоснованным довод заявителя жалобы об ошибочности вывода апелляционной инстанции о том, что деятельность предпринимателя Р.В. по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов не подлежит лицензированию, поскольку указанный вывод противоречит пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункту 1 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2002 N 553.
Ссылка апелляционной инстанции на ответ Администрации ОЭЗ N 339 от 02.03.2004, которым разъяснено, на какие виды деятельности вышеназванное Положение о лицензировании не распространяется, не имеет правового значения для разрешения спорных правоотношений, поскольку не является доказательством того, что предприниматель Р.В. осуществляет реализацию лома черных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства, а также осуществляет оптовую торговлю лома черных металлов (без его хранения и (или) переработки, а также без передачи этого лома на хранение и (или) переработку третьим лицам).
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает выводы апелляционной инстанции об отсутствии у предпринимателя Р.В. обязанности по лицензированию осуществляемой им деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, ошибочными, однако это не привело к принятию неправильного судебного акта по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.06.2005, постановление апелляционной инстанции от 09.09.2005 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-1284/05-3а оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 января 2006 г. N Ф03-А37/05-2/4562
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании