Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 января 2006 г. N Ф03-А73/05-1/4689
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Вождаева И.А. - главный экономист по доверенности N 4 от 10.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 24.08.2005, постановление от 01.11.2005 по делу N А73-5366/2005-26 (АИ-1/1247/05-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Эльбанское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Амурска" к Муниципальному учреждению здравоохранения "Амурский противотуберкулезный диспансер", Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 46425,29 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 24 января 2006 года.
Муниципальное унитарное "Эльбанское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Амурска" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Амурский противотуберкулезный диспансер", Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 46425,29 руб., составляющих убытки от предоставления работникам здравоохранения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003-2004 годах в соответствии с Законом РФ от 22.07.1993 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 46139,78 руб.
Решением от 24.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2005, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель указывает на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении правил предоставления бюджетам Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот.
Считает, что действующее в спорный период законодательство, регулирующее порядок предоставления льгот названной категории граждан, указывает в качестве источника, за счет которого осуществляются расходы, местный бюджет.
Полагает, что работникам здравоохранения бесплатно предоставляются только жилое помещение, освещение, отопление. Другие коммунальные услуги (найм, капитальный ремонт, содержание и ремонт жилищного фонда) оплачиваются в общеустановленном порядке.
Представитель МУ "Эльбанское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Амурска" в судебном заседании кассационной инстанции выразила согласие с принятыми по делу судебными актами и просила оставить их без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, муниципальное унитарное "Эльбанское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Амурска" в 2003-2004 годах предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам противотуберкулезного диспансера в соответствии с Законом РФ от 22.07.1993 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в результате чего у истца образовались убытки в сумме 46139,78 руб.
Ввиду невозмещения указанных расходов МУ "Эльбанское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Амурска" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Пункт 9 статьи 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан устанавливает, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации, Закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ, устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Поэтому довод заявителя кассационной жалобы о том, что работникам здравоохранения бесплатно предоставляются только жилое помещение, освещение и отопление является несостоятельным. Из вышеуказанной нормы материального права следует, что льготники в соответствии с Основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" имели право на льготы по оплате не только освещения и отопления, а в целом жилья и коммунальных услуг.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В 2003 году в доход бюджета Хабаровского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поступило 24831600 рублей, в 2004 году на рассматриваемые цели из федерального бюджета поступило 28169200 руб.
Указанные средства распределены муниципальным образованиям в полном объеме. Вместе с тем, это не обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления указанным гражданам льгот.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.08.2005, постановление апелляционной инстанции от 01.11.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5366/2005-26 (АИ-1/1247/05-43) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2006 г. N Ф03-А73/05-1/4689
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании