Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 января 2006 г. N Ф03-А37/05-2/4671
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 15.08.2005 по делу N А37-1721/05-1/5 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "М" о взыскании 13153,05 руб.
Резолютивная часть постановления от 11 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 января 2006 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "М" (далее - предприятие) налоговых санкций в сумме 13153,05 руб.
Решением суда от 15.08.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предприятие, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ), своевременно направило в инспекцию налоговой службы налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2004 года. При этом представление уточненной налоговой декларации за тот же период в связи с ведением раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности не является основанием для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает, что, осуществляя деятельность на территории особой экономической зоны, налогоплательщик имеет льготы по операциям, производимым на территории ОЭЗ. В этой связи при условии осуществления различных видов деятельности и ведении раздельного учета исчисление НДС производится с разных налоговых баз, и налогоплательщик обязан представлять отдельные налоговые декларации как по операциям в особой экономической зоне, так и по операциям вне этой зоны. Таким образом, полагает заявитель жалобы, представление налоговой декларации по НДС по операциям вне ОЭЗ с нарушением срока является основанием для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по нижеследующему.
Как установлено судом, инспекцией налоговой службы проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за октябрь 2004 года, представленной предприятием 08.12.2004 в налоговый орган по операциям вне ОЭЗ. По результатам проверки вынесено решение от 04.02.2005 N ВК-07/3782 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в установленный законом срок, в виде взыскания штрафа в сумме 13153,05 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, предприятие обжаловало его в судебном порядке.
Основанием для привлечения к ответственности явилось, по мнению налогового органа, представление налоговой декларации по НДС за октябрь 2004 года с нарушением установленного срока.
Арбитражный суд, проверяя правомерность действий инспекции налоговой службы и удовлетворяя заявленное налогоплательщиком требование, правильно установил обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного акта правовым нормам, регулирующим порядок представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Как установлено судом, ФГУП "М" является участником Особой экономической зоны в Магаданской области, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ 002290 N 000128-н.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
При этом льготы предоставляются при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах данной зоны и Магаданской области.
Обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций плательщиком налогов в установленные сроки по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, закреплена в статье 23 НК РФ. За нарушение сроков представления налоговых деклараций предусмотрена ответственность статьей 119 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 163 НК РФ, налоговый период по НДС устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими один миллион, налоговый период определяется как квартал.
Сроки предоставления соответствующих налоговых деклараций установлены статьей 174 НК РФ, из пункта 5 которой следует, что в случае превышения в каком-либо месяце квартала выручки от реализации одного миллиона рублей налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из представленных в материалах дела доказательств следует, что предприятие направило налоговую декларацию по НДС за октябрь 2004 года в инспекцию налоговой службы 22.11.2004.
В связи с переходом на раздельный учет ФГУП "М" 08.12.2004 и 09.12.2004 представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по вышеназванному налогу за период с января по октябрь 2004 года по операциям, которые велись налогоплательщиком вне ОЭЗ.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Оценив и исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
В соответствии со статьей 80 Кодекса, налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Таким образом, состав правонарушения по пункту 1 статьи 119 НК РФ образуют неправомерные действия налогоплательщика, выразившиеся в неисполнении установленной законом обязанности по представлению соответствующей его виду деятельности налоговой отчетности.
Проанализировав налоговые декларации за октябрь 2004 года, суд сделал правильный вывод о том, что декларация, представленная предприятием в инспекцию налоговой службы в декабре, носит уточняющий характер к налоговой декларации, представленной первоначально налогоплательщиком с соблюдением соответствующего срока - 22.11.2004.
При этом сроки представления уточненных деклараций не установлены действующим законодательством о налогах и сборах. Также налоговый орган не представил доказательств со ссылками на нормы законодательства о налогах и сборах, что предприятие обязано было при ведении раздельного учета представлять в инспекцию налоговой службы отдельную декларацию по НДС, в том числе по операциям, осуществляемым за пределами особой экономической зоны.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за представление уточненной налоговой декларации за октябрь 2004 года по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
В этой связи решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.08.2005 по делу N А37-1721/05-1/5 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой взыскание штрафа.
Общество привлечено к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по НДС в установленный срок.
Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявления о взыскании штрафных санкций отказано.
Рассматривая настоящее дело в связи с кассационной жалобой налогового органа, федеральный арбитражный суд обратил внимание на то, что в связи с переходом на раздельный учет по НДС налогоплательщик представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации.
Между тем первоначальная декларация, уточнения к которой представлены в настоящем случае, была представлена в налоговый орган своевременно.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности по ст.119 НК РФ.
Учитывая изложенное, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2006 г. N Ф03-А37/05-2/4671
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании