Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 января 2006 г. N Ф03-А51/05-2/4956
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому краю на решение от 22.08.2005, постановление от 18.10.2005 по делу N А51-10758/05 1-413 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "И" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления от 19 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 января 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "И" (далее - Общество, ООО "И") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Приморскому краю (далее - Инспекция, административный орган) от 28.06.2005 N 98ккт о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Решением суда от 22.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2005, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено по мотиву несоблюдения им установленного порядка привлечения к административной ответственности, закрепленного в части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, выразившегося в ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения административного дела.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы приводит доводы, по которым считает неправильным вывод суда о ненадлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения административного дела. По его мнению, судом не учтены иные доказательства: акт N 000117 от 07.06.2005 и протокол N 000118 от 09.06.2005, свидетельствующие о совершении Обществом административного правонарушения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена проверка соблюдения ООО "И" Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ" в торговом комплексе "Радуга", расположенном по адресу: г. Большой Камень, ул. Маслакова, 10, в кондитерском отделе.
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.06.2005 N 000117, которым зафиксирован факт продажи кондитерских изделий на общую сумму 47 руб. без применения контрольно-кассовой техники.
На основании акта в порядке статьи 28.2 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 09.06.2005 N 000118, в котором указано, что рассмотрение административного дела состоится 14.06.2005 с 08-00 до 11-00 часов.
28.06.2005 Инспекция, на основании протокола от 09.06.2005 N 000118 и приложенных к нему документов, вынесла постановление N 98ккт о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Суд, признавая незаконным и отменяя названное выше постановление, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ исследовав и оценив все представленные в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, выразившемся в неизвещении Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
При разрешении спора судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается административным органом, что почтовое уведомление Инспекции N 4230 об извещении Общества о переносе рассмотренная административного дела на 28.06.2005 с 08-00 до 11-00 получено ООО "И" 28.06.2005 в 14-00.
Исходя из этого, судом сделан правильный вывод о том, что на момент рассмотрения административного дела в отсутствие представителя Общества, Инспекция не располагала сведениями о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрение административного дела без надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности является грубым нарушением обязательной процедуры административного производства.
В этой связи является правильным вывод суда о существенном нарушении Инспекцией при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, который также подтверждается и позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При таких обстоятельствах, исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.08.2005, постановление апелляционной инстанции от 18.10.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10758/05 1-413 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 января 2006 г. N Ф03-А51/05-2/4956
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании