Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/4275
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Несмиянова О.Г. - представитель по доверенности N 01 от 12.01.05, от ответчика: Финдепартамента администрации г. Хабаровска: Фадеева Е.А. - представитель по доверенности N 04-02/2601 от 01.12.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 29.06.2005, постановление от 24.08.2005 по делу N А73-13074/2004-22 (АИ-1/940/05-7) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Домоуправления N 7 Хабаровской квартирно-эксплуатационной части к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 547978 руб. 61 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2005 года.
Домоуправление N 7 Хабаровской КЭЧ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 534932 рублей 46 копеек (с учетом уточненных требований) убытков от предоставления в 2002 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 29.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на необоснованное возложение ответственности на федеральный бюджет, поскольку ФЗ "О ветеранах" установлен источник финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам - бюджеты субъектов Российской Федерации.
Также считает, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц, а их целевой характер предусмотрен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.
Помимо этого сослался на другие основания для признания судебных актов незаконными.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Хабаровской КЭЧ и Финдепартамента администрации г. Хабаровска с доводами жалобы не согласились и просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено из материалов дела, Домоуправление N 7 Хабаровской КЭЧ в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 предоставило жилищно-коммунальные услуги гражданам (ветеранам боевых действий, инвалидам и участникам ВОВ, членам семей погибших участников ВОВ, ветеранам военной службы, несовершеннолетним узникам фашистских лагерей), проживающим в обслуживаемом истцом жилом фонде, при оплате которых учитывалась льготная скидка в размере 50% на основании ФЗ "О ветеранах".
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным ветеранам льготам за указанный период в сумме 534932 руб. 46 коп. Домоуправление N 7 Хабаровской КЭЧ обратилось с настоящим иском в суд. Сумма, предъявленная к взысканию, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения данных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах".
Ссылка Министерства финансов РФ на то, что в Методике расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 год предусмотрено выделение Хабаровскому краю средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", не может быть принята во внимание, поскольку указанные дотации, подлежащие передаче из федерального бюджета в бюджет края, не содержат указание на целевое назначение этих средств, а являются дотациями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Доказательств нецелевого использования Хабаровским краем полученных из Федерального фонда финансовой поддержки в рассматриваемый период средств Минфином не представлено.
Кроме того судом установлено, что приложением 14 к Закону Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" от 31.01.2002 N 9 предусмотрена передача МО г. Хабаровска государственных полномочий Хабаровского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 129892 руб.
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, Хабаровский край как субъект Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.
В связи с этим доводы Министерства финансов РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2002 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.06.2005 и постановление от 24.08.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-13074/2004-22 (АИ-1/940/05-7) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/4275
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании